20 лет Законодательному Собранию: вспоминая 90-е годы

Александр Берестов был депутатом Законодательного Собрания Челябинской области трех созывов. Он избирался в региональный парламент по Центральному избирательному округу города Челябинска в 1996, 2000 и 2005 годах. Целое десятилетие Александр Павлович бессменно возглавлял один из ведущих комитетов Законодательного Собрания – комитет по аграрной политике и земельным отношениям. К работе относился с величайшей ответственностью, в комитете неизменно формировался слаженный коллектив депутатов, эффективно и коллегиально решающих даже самые спорные, трудные вопросы.

 

Александр Берестов был депутатом Законодательного Собрания Челябинской области трех созывов. Он избирался в региональный парламент по Центральному избирательному округу города Челябинска в 1996, 2000 и 2005 годах. Целое десятилетие Александр Павлович бессменно возглавлял один из ведущих комитетов Законодательного Собрания – комитет по аграрной политике и земельным отношениям. К работе относился с величайшей ответственностью, в комитете неизменно формировался слаженный коллектив депутатов, эффективно и коллегиально решающих даже самые спорные, трудные вопросы. Берестов активно работал в комиссии по реализации национального проекта «Развитие АПК» в Челябинской области. В декабре 2007 года он был избран депутатом в Госдуму РФ, вошел в состав комитета по аграрным вопросам и был избран заместителем председателя этого комитета. Сегодня мы публикуем его воспоминания о Законодательном Собрании Челябинской области 90-х годов.

- Впервые я был избран депутатом  Законодательного Собрания Челябинской области в 1996 году. Это  был год смены власти в Челябинской области:  назначенного губернатора Вадима Соловьева  сменил всенародно избранный Петр Сумин. Первые выборы зимой 1996 года запомнились как  очень динамичные, напряженные, максимально  честные и трудные. Это была классика жанра  первых выборов девяностых – период становления демократии в России, начало формирования  избирательной культуры.

Победу мне принесла агитация от двери к  двери, колоссальное количество личных встреч  с коллективами предприятий, учреждений, с  жителями Центрального района (тогда не было  доверенных лиц, которые бы дублировали кандидата). Те выборы отличались минимумом креатива в современном смысле этого слова  (тогда его просто не знали), не было циничных  избирательных технологий, многое решали газеты, листовки, плакаты.

Зато в конце девяностых, можно сказать, что  доверия к депутатам у народа было больше.  К тому же непростая финансовая ситуация в  стране, сложное материальное положение большинства южноуральцев, как, впрочем, и всех  россиян, заставляла граждан регулярно идти к  депутатам, обращаться, в основном, по вопросам материальной помощи.

В первые созывы 1994, 1996, 2000 годов депутаты избирались только по одномандатной  системе, без партийных списков. Первый «мой»  состав Заксобрания, сформированный в 1996  году, был очень профессиональным. Было избрано много глав районов, городов – политиков-практиков. Что ощутимым образом сказывалось  на качестве решения вопросов, когда депутат  знает все проблемы жизнеобеспечения региона  изнутри.

Работа ПО «Маяк» не оставляла равнодушными наших атомных конкурентов за рубежом,  поэтому в каждом составе ЗСО находились люди,  представляющие «Маяк» (депутаты из Трехгорного, Озерска, Снежинска).

С первых дней работы депутатом мне доверили председательство в комитете с длинным  названием – по аграрной политике, земельным  отношениям, потребительскому рынку, экологии  и природопользованию. Что предполагало для  меня огромную ответственность перед коллегами и избирателями. Явки депутатов на комитеты были почти стопроцентными. Депутаты приходили с искренним  желанием работать на качественный результат.  

Активная гражданская позиция депутатов первых созывов – не пустой звук, это было реальное  реноме парламентариев тех лет. Практически все заседания комитета я вел  сам, и за все три созыва не был только на одном  пленарном заседании Заксобрания. Челябинская область сейчас по производству и переработке зерна – вторая в России  после Алтая. А Южный Урал не только опорный  край державы в плане обороны, но и хлебный  край державы, на котором, без преувеличения  могу сказать, держится продовольственная  безопасность страны. Чему, считаю, послужила  качественная работа нашего комитета. В те  годы его состав принимал ответственные решения и закладывал законодательные основы  в сфере и аграрной политики, и продовольственного рынка.

Сейчас мы сами себя можем  прокормить. У нас производится большинство  продуктов питания. За всю мою деятельность  в Законодательном Собрании комитет рассмотрел более 600 вопросов, подготовлено и  принято на Законодательном Собрании около  30 законов, около 200 постановлений, шесть  областных целевых программ.  Кто из депутатов, моих коллег, на мой взгляд,  самые яркие представители парламента тех лет?  

В первую очередь, Виктор Павлович Чернобровин, депутат всех пяти созывов, перфекционист по своему состоянию души. Еще один политический долгожитель – Борис Михайлович  Мурашкин, депутат четырех созывов. Человек  с архиактивной гражданской позицией. Без его  емких комментариев, ярких выступлений (в  основном не в качестве докладчика, а с места)  по большинству рассматриваемых на заседаниях  комитета и Заксобрания вопросов не обходилось  ни одно заседание. Человек неравнодушный,  горячо болеющий за своих избирателей, за свой  округ, имеющий замечательную репутацию настоящего слуги своего народа в правильном,  хорошем смысле этого слова. Несомненно, ярким политиком был Виктор  Федорович Давыдов. Его неожиданный уход из  жизни в 2005 году, наверное, самый трагичный  эпизод в жизни нашего парламента. Внешне  обаятельный и мягкий, он так выстраивал взаимоотношения с депутатами, что становилось  очевидно: у него не забалуешь. Человечный по-литик, не бросающий слова на ветер, он не позволял принимать популистских решений. При  нем, как, впрочем, и при его преемнике Владимире Викторовиче Мякуше, не было жестких  дискуссий, раскачивания ситуации, политических скандалов и распрей. Эти два руководителя  максимально успешно умели договариваться со  всеми депутатами разной политической палитры, не допуская при этом излишней мягкотелости и конформизма. Владимир Мякуш обладает  даром убеждения и дипломатии, что позволяет  решать все вопросы в нормальном рабочем режиме.

И результат налицо – стабильно работающий парламент, качественно сформированная  законодательная база региона, отсутствие в СМИ  скандальных материалов о работе Законодательного Собрания (в отличие от соседних регионов). Работа в парламенте очень сильно повлияла  на меня как на политика, руководителя, гражданина и просто человека. Благодаря депутатской  деятельности я определил свое жизненное кредо: «Невозможное – возможно».