Александр Берестов был депутатом Законодательного Собрания Челябинской области трех созывов. Он избирался в региональный парламент по Центральному избирательному округу города Челябинска в 1996, 2000 и 2005 годах. Целое десятилетие Александр Павлович бессменно возглавлял один из ведущих комитетов Законодательного Собрания – комитет по аграрной политике и земельным отношениям. К работе относился с величайшей ответственностью, в комитете неизменно формировался слаженный коллектив депутатов, эффективно и коллегиально решающих даже самые спорные, трудные вопросы. Берестов активно работал в комиссии по реализации национального проекта «Развитие АПК» в Челябинской области. В декабре 2007 года он был избран депутатом в Госдуму РФ, вошел в состав комитета по аграрным вопросам и был избран заместителем председателя этого комитета. Сегодня мы публикуем его воспоминания о Законодательном Собрании Челябинской области 90-х годов.
- Впервые я был избран депутатом Законодательного Собрания Челябинской области в 1996 году. Это был год смены власти в Челябинской области: назначенного губернатора Вадима Соловьева сменил всенародно избранный Петр Сумин. Первые выборы зимой 1996 года запомнились как очень динамичные, напряженные, максимально честные и трудные. Это была классика жанра первых выборов девяностых – период становления демократии в России, начало формирования избирательной культуры.
Победу мне принесла агитация от двери к двери, колоссальное количество личных встреч с коллективами предприятий, учреждений, с жителями Центрального района (тогда не было доверенных лиц, которые бы дублировали кандидата). Те выборы отличались минимумом креатива в современном смысле этого слова (тогда его просто не знали), не было циничных избирательных технологий, многое решали газеты, листовки, плакаты.
Зато в конце девяностых, можно сказать, что доверия к депутатам у народа было больше. К тому же непростая финансовая ситуация в стране, сложное материальное положение большинства южноуральцев, как, впрочем, и всех россиян, заставляла граждан регулярно идти к депутатам, обращаться, в основном, по вопросам материальной помощи.
В первые созывы 1994, 1996, 2000 годов депутаты избирались только по одномандатной системе, без партийных списков. Первый «мой» состав Заксобрания, сформированный в 1996 году, был очень профессиональным. Было избрано много глав районов, городов – политиков-практиков. Что ощутимым образом сказывалось на качестве решения вопросов, когда депутат знает все проблемы жизнеобеспечения региона изнутри.
Работа ПО «Маяк» не оставляла равнодушными наших атомных конкурентов за рубежом, поэтому в каждом составе ЗСО находились люди, представляющие «Маяк» (депутаты из Трехгорного, Озерска, Снежинска).
С первых дней работы депутатом мне доверили председательство в комитете с длинным названием – по аграрной политике, земельным отношениям, потребительскому рынку, экологии и природопользованию. Что предполагало для меня огромную ответственность перед коллегами и избирателями. Явки депутатов на комитеты были почти стопроцентными. Депутаты приходили с искренним желанием работать на качественный результат.
Активная гражданская позиция депутатов первых созывов – не пустой звук, это было реальное реноме парламентариев тех лет. Практически все заседания комитета я вел сам, и за все три созыва не был только на одном пленарном заседании Заксобрания. Челябинская область сейчас по производству и переработке зерна – вторая в России после Алтая. А Южный Урал не только опорный край державы в плане обороны, но и хлебный край державы, на котором, без преувеличения могу сказать, держится продовольственная безопасность страны. Чему, считаю, послужила качественная работа нашего комитета. В те годы его состав принимал ответственные решения и закладывал законодательные основы в сфере и аграрной политики, и продовольственного рынка.
Сейчас мы сами себя можем прокормить. У нас производится большинство продуктов питания. За всю мою деятельность в Законодательном Собрании комитет рассмотрел более 600 вопросов, подготовлено и принято на Законодательном Собрании около 30 законов, около 200 постановлений, шесть областных целевых программ. Кто из депутатов, моих коллег, на мой взгляд, самые яркие представители парламента тех лет?
В первую очередь, Виктор Павлович Чернобровин, депутат всех пяти созывов, перфекционист по своему состоянию души. Еще один политический долгожитель – Борис Михайлович Мурашкин, депутат четырех созывов. Человек с архиактивной гражданской позицией. Без его емких комментариев, ярких выступлений (в основном не в качестве докладчика, а с места) по большинству рассматриваемых на заседаниях комитета и Заксобрания вопросов не обходилось ни одно заседание. Человек неравнодушный, горячо болеющий за своих избирателей, за свой округ, имеющий замечательную репутацию настоящего слуги своего народа в правильном, хорошем смысле этого слова. Несомненно, ярким политиком был Виктор Федорович Давыдов. Его неожиданный уход из жизни в 2005 году, наверное, самый трагичный эпизод в жизни нашего парламента. Внешне обаятельный и мягкий, он так выстраивал взаимоотношения с депутатами, что становилось очевидно: у него не забалуешь. Человечный по-литик, не бросающий слова на ветер, он не позволял принимать популистских решений. При нем, как, впрочем, и при его преемнике Владимире Викторовиче Мякуше, не было жестких дискуссий, раскачивания ситуации, политических скандалов и распрей. Эти два руководителя максимально успешно умели договариваться со всеми депутатами разной политической палитры, не допуская при этом излишней мягкотелости и конформизма. Владимир Мякуш обладает даром убеждения и дипломатии, что позволяет решать все вопросы в нормальном рабочем режиме.
И результат налицо – стабильно работающий парламент, качественно сформированная законодательная база региона, отсутствие в СМИ скандальных материалов о работе Законодательного Собрания (в отличие от соседних регионов). Работа в парламенте очень сильно повлияла на меня как на политика, руководителя, гражданина и просто человека. Благодаря депутатской деятельности я определил свое жизненное кредо: «Невозможное – возможно».