Порядок рассмотрения проектов законов и принятия законов Челябинской области

Порядок рассмотрения проектов законов и принятие законов Челябинской области установлен Регламентом Законодательного Собрания (далее – Регламент). 

1. Рассмотрение проектов законов, внесенных в Законодательное Собрание, осуществляется не менее чем в двух чтениях.

2. При рассмотрении проекта закона Законодательным Собранием в первом чтении обсуждаются его основные положения, даются обоснование необходимости принятия проекта закона и общая оценка его концепции.
Обсуждение проекта закона начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы или его представителя и содоклада представителя ответственного комитета. В случае отсутствия на заседании Законодательного Собрания по уважительным причинам депутата, являющегося субъектом права законодательной инициативы, с докладом имеет право выступить другой депутат - член депутатского объединения (фракции), в которую входит депутат, являющийся субъектом права законодательной инициативы. В таком случае заявление о делегировании права выступить с докладом по проекту закона своему представителю в период отсутствия на заседании Законодательного Собрания депутат адресует председателю Законодательного Собрания и составляет его на депутатском бланке с указанием причины своего отсутствия.
В случае отсутствия субъекта права законодательной инициативы (его представителя) по предложению ответственного комитета Законодательное Собрание может принять решение об оставлении проекта закона без рассмотрения и возвращении субъекту права законодательной инициативы или рассмотрении Законодательным Собранием без участия указанного субъекта права законодательной инициативы (его представителя). Обсуждение проекта закона в таком случае начинается с доклада представителя ответственного комитета.
При рассмотрении проекта закона, который внесен в Законодательное Собрание депутатом, прекратившим исполнение своих полномочий на дату рассмотрения Законодательным Собранием проекта закона, обсуждение проекта закона начинается с доклада представителя ответственного комитета.

3. Рассмотрение проектов законов об установлении, о введении в действие или прекращении действия налогов (сборов), об изменении налоговых ставок (ставок сборов), порядка и срока уплаты налогов (сборов), об установлении (отмене) налоговых льгот (льгот по сборам) и (или) оснований и порядка их применения, других проектов законов, предусматривающих расходы, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, допускается только по представлению Губернатора Челябинской области либо при наличии его заключения.

4. По результатам обсуждения проекта закона в первом чтении Законодательное Собрание принимает решение:
1) принять проект закона в первом чтении;
2) отклонить проект закона.
Если по итогам голосования предложение о принятии проекта закона в первом чтении не набрало необходимого числа голосов, то данный проект закона считается отклоненным без дополнительного голосования. Отклоненный проект закона дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы.
Решение об отклонении проекта закона оформляется постановлением Законодательного Собрания. Голосование по вопросу об отклонении проекта закона считается также голосованием за принятие постановления Законодательного Собрания в части оформления принятия решения по итогам рассмотрения проекта закона.

5. В случае принятия проекта закона в первом чтении Законодательное Собрание устанавливает срок подачи поправок к нему.
Решение Законодательного Собрания о принятии проекта закона в первом чтении оформляется постановлением Законодательного Собрания. Голосование по вопросу о принятии проекта закона в первом чтении считается также голосованием за принятие постановления Законодательного Собрания.

6. В случае принятия проекта закона в первом чтении при наличии положительного заключения государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания и рекомендации ответственного комитета о принятии проекта закона в третьем чтении, исключая процедуру второго чтения, председательствующий может поставить на голосование указанное предложение ответственного комитета.
Если у депутатов имеются возражения против данного предложения, председательствующий предоставляет каждому депутату слово для выступления продолжительностью до трех минут для обоснования своей позиции. Представитель ответственного комитета вправе высказать мнение ответственного комитета по каждому возражению либо снять предложение о принятии проекта закона в третьем чтении, исключая процедуру второго чтения. По окончании обсуждения, если ответственным комитетом не снято предложение о принятии проекта закона в третьем чтении, исключая процедуру второго чтения, данное предложение ответственного комитета выносится на голосование.
Решение Законодательного Собрания о принятии проекта закона в третьем чтении оформляется постановлением Законодательного Собрания о принятии закона Челябинской области. Голосование по вопросу о принятии проекта закона в третьем чтении считается также голосованием за принятие постановления Законодательного Собрания.
В случае принятия на одном заседании Законодательного Собрания проекта закона в первом и третьем чтениях, исключая процедуру второго чтения, в тексте постановления Законодательного Собрания о принятии проекта закона в первом чтении положение об установлении срока подачи поправок к проекту закона исключается.
Если по итогам голосования по проекту закона в третьем чтении, исключая процедуру второго чтения, решение о принятии закона Челябинской области не набрало необходимого числа голосов, то работа над проектом закона продолжается в порядке, установленном Регламентом.

7. При внесении альтернативных проектов закона Законодательное Собрание рассматривает их одновременно посредством альтернативного голосования.

8. Поправки к проекту закона, принятому в первом чтении (далее - поправки), представляются в порядке и в сроки, установленные постановлением Законодательного Собрания.
Поправки вносятся в письменной форме в виде изменения редакции статьи проекта за-кона, в том числе с изложением ее в новой редакции, либо в виде предложений об исключении (о включении) конкретных структурных единиц проекта закона. Каждой поправке должно быть дано соответствующее обоснование.
Поправки, поступившие от субъекта права законодательной инициативы с нарушением установленного срока либо не отвечающие установленной форме, не рассматриваются.

9. Поправки рассматриваются ответственным комитетом. По результатам рассмотрения ответственный комитет может принять решение рекомендовать Законодательному Собранию:
1) принять поправки к проекту закона (таблица N 1);
2) отклонить поправки к проекту закона (таблица N 2);
3) принять проект закона во втором чтении;
4) принять проект закона во втором и в третьем чтениях.
Таблица рекомендуемых к принятию поправок N 1 должна содержать первоначальный текст структурных единиц проекта закона, которые предполагается изменить, содержание поправок с указанием субъектов права законодательной инициативы, новую редакцию структурных единиц проекта закона с учетом внесенных поправок.
Таблица рекомендуемых к отклонению поправок N 2 должна содержать первоначальный текст структурных единиц проекта закона, которые предполагается изменить, содержание поправок с указанием субъектов права законодательной инициативы, причины отклонения данных поправок.
Поправки, в отношении которых ответственным комитетом не было принято решение, группируются в таблицу N 3 и выносятся на рассмотрение Законодательного Собрания. Таблица N 3 должна содержать первоначальный текст структурных единиц проекта закона, которые предполагается изменить, содержание поправок с указанием субъектов права законодательной инициативы, новую редакцию структурных единиц проекта закона с учетом вне-сенных поправок.

10. В случае, установленном абзацем четвертым части 3 статьи 30 Закона Челябинской области от 27 сентября 2007 года N 205-ЗО "О бюджетном процессе в Челябинской области", по результатам рассмотрения поправок к проекту закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части вопросов, отнесенных к ведению комитета, комитет (за исключением комитета Законодательного Собрания по бюджету и налогам) может принять решение рекомендовать Законодательному Собранию:
1) принять поправки к проекту закона в части вопросов, отнесенных к ведению комитета (таблица N 1);
2) отклонить поправки к проекту закона в части вопросов, отнесенных к ведению комитета (таблица N 2);
3) принять проект закона во втором чтении.
Комитет Законодательного Собрания по бюджету и налогам в случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, принимает решение в соответствии с пунктом 143 Регламента.

11. После рассмотрения поправок ответственным комитетом и подготовки текста проекта закона с учетом поправок, рекомендованных ответственным комитетом к принятию, указанный проект закона по поручению председателя Законодательного Собрания направляется в государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания для проведения правовой экспертизы, которая осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 125 и 126 Регламента.
В случае, если на текст проекта закона с учетом поправок, рекомендованных ответственным комитетом к принятию, подготовлено отрицательное заключение государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания, указанный проект закона под-лежит повторному рассмотрению на заседании ответственного комитета.

12. Ответственный комитет по результатам работы над проектом закона в ходе подготовки его к рассмотрению во втором чтении представляет в организационно-аналитическое управление аппарата Законодательного Собрания следующий пакет документов:
1) текст проекта закона, принятого в первом чтении;
2) таблицы поправок;
3) текст проекта закона с учетом поправок, рекомендованных ответственным комитетом к принятию (с выделением изменений в тексте проекта закона, принятого в первом чтении);
4) проект постановления Законодательного Собрания в соответствии с решением ответственного комитета;
5) заключение государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания на текст проекта закона с учетом поправок, рекомендованных ответственным комитетом к принятию.
5-1) заключение Губернатора Челябинской области на текст проекта закона с учетом поправок, рекомендованных ответственным комитетом к принятию, - в случаях, указанных в пункте 117 Регламента, за исключением случаев, если поправки внесены Губернатором Челябинской области;
6) решение ответственного комитета.

13. В случае отсутствия поправок к проекту закона ответственный комитет при наличии положительного заключения государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания может рекомендовать Законодательному Собранию принять проект закона в третьем чтении, исключая процедуру второго чтения. В данном случае в организационно-аналитическое управление аппарата Законодательного Собрания представляется следующий пакет документов:
1) текст проекта закона, принятого в первом чтении и прошедшего правовую и лингвистическую экспертизу;
2) проект постановления Законодательного Собрания о принятии закона Челябинской области.
3) решение ответственного комитета.

14. Если в процессе рассмотрения проекта закона во втором чтении изменяется наименование проекта закона, то указанный проект закона вносится на рассмотрение Законодательного Собрания с новым наименованием, а его первоначальное наименование приводится ниже в скобках.
Проект закона, принимаемый в третьем чтении, должен иметь наименование, принятое Законодательным Собранием при его рассмотрении во втором чтении.

15. При рассмотрении проекта закона во втором чтении на заседании Законодательного Собрания с докладом выступает председатель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения проекта закона ответственным комитетом, поступивших поправках и результатах их рассмотрения.
Затем председательствующий выясняет, имеются ли у депутатов возражения против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии указанных поправок.
Если у депутатов такие возражения имеются, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию и против которых не имеется возражений депутатов, а затем отдельно по каждой из поправок, по которым имеются возражения. Субъекту права законодательной инициативы, внесшему поправку, может быть предоставлено слово для ее краткого обоснования продолжительностью до двух минут, после чего проводится голосование о принятии или отклонении данной поправки.
Далее Законодательное Собрание переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, в порядке, предусмотренном абзацами вторым и третьим настоящего пункта.
В отношении поправок, по которым не принято решение ответственного комитета, а также в случаях, установленных абзацем третьим части 3, частью 6 статьи 30 Закона Челябинской области от 27 сентября 2007 года N 205-ЗО "О бюджетном процессе в Челябинской области", голосование проводится отдельно по каждой поправке.
Поправки принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Результаты голосования по поправкам отражаются в протоколе заседания Законодательного Собрания без принятия постановления Законодательного Собрания.
По окончании голосования по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии проекта закона во втором чтении. Решение Законодательного Собрания о принятии проекта закона во втором чтении оформляется постановлением Законодательного Собрания. Голосование по вопросу о принятии проекта закона во втором чтении считается также голосованием за принятие постановления Законодательного Собрания.
Если по итогам голосования предложение о принятии проекта закона во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, проект закона возвращается на доработку в ответственный комитет. Если при повторном рассмотрении во втором чтении доработанного проекта закона не набралось необходимого для его принятия числа голосов, Законодательное Собрание может принять решение об отклонении проекта закона и о возвращении его субъекту права законодательной инициативы или о возвращении к процедуре первого чтения.

16. В случае, если в процессе рассмотрения проекта закона во втором чтении Законодательное Собрание принимает решение о необходимости вернуться к обсуждению основных положений проекта закона, обоснования необходимости его принятия либо концепции проекта закона, принимается постановление Законодательного Собрания о возвращении к процедуре первого чтения.

17. Если при обсуждении проекта закона во втором чтении не поступило дополнительных поправок и замечаний, председательствующий по рекомендации ответственного комитета может поставить на голосование предложение о принятии проекта закона в третьем чтении.
Решение Законодательного Собрания о принятии проекта закона в третьем чтении оформляется постановлением Законодательного Собрания о принятии закона Челябинской области.
Рассмотрение проекта закона в третьем чтении в день его принятия во втором чтении может быть проведено только при наличии текста проекта закона, подготовленного для рас-смотрения в третьем чтении, при условии, что правовая, лингвистическая и антикоррупционная экспертиза проекта закона проведена.

18. В случае отсутствия поправок к проекту закона, принятому в первом чтении, по истечении срока, установленного для представления поправок, председательствующий по предложению ответственного комитета при наличии положительного заключения государственно-правового управления аппарата Законодательного Собрания ставит на голосование решение о принятии проекта закона в третьем чтении, исключая процедуру второго чтения.
Решение Законодательного Собрания о принятии проекта закона в третьем чтении оформляется постановлением Законодательного Собрания о принятии закона Челябинской области.

19. Принятый во втором чтении проект закона направляется в ответственный комитет для устранения с участием государственно-правового управления аппарата Законодательно-го Собрания возможных внутренних противоречий, установления правильных взаимосвязей статей и для лингвистической правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст проекта закона при рассмотрении его во втором чтении.
По завершении вышеуказанной работы государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания дает заключение о возможности принятия данного проекта за-кона в третьем чтении, после чего проект закона и проект постановления Законодательного Собрания о принятии закона Челябинской области направляются в организационно-аналитическое управление аппарата Законодательного Собрания.

20. При рассмотрении проекта закона в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению как проекта закона в целом, так и его отдельных структурных единиц.
В исключительных случаях при необходимости возврата к обсуждению проекта закона, а также внесения изменений в его отдельные структурные единицы по предложению ответственного комитета принимается решение о возвращении проекта закона к процедуре второго чтения.

21. Принятие закона Челябинской области опросным путем не допускается.

22. Текст принятого закона Челябинской области с постановлением Законодательного Собрания о принятии закона Челябинской области направляется в государственно-правовое управление аппарата Законодательного Собрания для проведения корректуры. Внесение исправлений, за исключением корректорских правок, в текст закона Челябинской области и постановления Законодательного Собрания о его принятии после голосования не допускается.
Подготовленный текст принятого закона Челябинской области и постановление Законодательного Собрания о его принятии в двух экземплярах представляются на бумажном носителе в организационно-аналитическое управление аппарата Законодательного Собрания для оформления и направления на подписание Губернатору Челябинской области, а также незамедлительно размещаются в электронном виде на сетевом диске Законодательного Собрания. Указанные документы должны быть направлены Губернатору Челябинской области в течение пяти рабочих дней со дня заседания Законодательного Собрания.
Закон Челябинской области подписывается в порядке и сроки, установленные Уставом (Основным Законом) Челябинской области.
В случаях выявления замечаний, препятствующих подписанию и (или) опубликованию закона Челябинской области Губернатором Челябинской области, о которых стало известно после принятия закона Челябинской области и до его подписания и (или) опубликования или отклонения Губернатором Челябинской области, председатель Законодательного Собрания с учетом мнения ответственного комитета может принять решение об отзыве принятого закона Челябинской области для устранения замечаний.
Отозванный закон Челябинской области направляется в ответственный комитет для устранения замечаний, после чего вносится на заседание Законодательного Собрания повторно.
При повторном рассмотрении закона Челябинской области в ответственном комитете и на заседании Законодательного Собрания должны обсуждаться только те замечания, которые послужили основанием для отзыва закона Челябинской области.
В случае согласия Законодательного Собрания с решением ответственного комитета о необходимости устранения замечаний закон Челябинской области принимается в новой редакции с внесенными изменениями и вновь представляется на подпись Губернатору Челябинской области.

23. В случае отклонения Губернатором Челябинской области закона Челябинской области председатель Законодательного Собрания направляет замечания Губернатора Челябинской области в ответственный комитет для повторного рассмотрения закона Челябинской области.
При повторном рассмотрении закона Челябинской области в ответственном комитете и на заседании Законодательного Собрания должны обсуждаться только те замечания, которые послужили основанием для отклонения закона Челябинской области, в порядке, установленном Регламентом.
В случае необходимости для рассмотрения замечаний Губернатора Челябинской области по решению Законодательного Собрания, оформленному постановлением Законодательного Собрания, может быть образована согласительная комиссия из числа депутатов и представителей Губернатора Челябинской области.

24. По результатам обсуждения замечаний к закону Челябинской области, изложенных Губернатором Челябинской области, Законодательное Собрание вправе согласиться с ними. В этом случае закон Челябинской области принимается в новой редакции с внесенными изменениями и вновь представляется на подпись Губернатору Челябинской области.
В случае несогласия с замечаниями Губернатора Челябинской области депутаты вправе их отклонить и одобрить закон Челябинской области в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

25. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия закона Челябинской области об областном бюджете, законов Челябинской области о внесении изменений в указанный закон, а также закона Челябинской области об исполнении областного бюджета устанавливается За-коном Челябинской области "О бюджетном процессе в Челябинской области".

26. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия закона Челябинской области о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области, законов Челябинской области о внесении изменений в указанный закон, а также закона Челябинской области об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области устанавливается Законом Челябинской области "О составлении и рассмотрении проекта бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области, его утверждении и исполнении".

27. Законы Челябинской области об установлении или изменении границ муниципальных образований после подписания Губернатором Челябинской области или уполномоченным лицом направляются в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области для внесения сведений о границах муниципальных образований в Единый государственный реестр недвижимости.
В случае получения Законодательным Собранием уведомления о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости копия указанного уведомления направляется субъекту законодательной инициативы, являющемуся инициатором установления или изменения соответствующих границ муниципальных обра-зований, в целях устранения замечаний, выявленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.