Законодательному Собранию Челябинской области 30 лет!

Конституция Российской Федерации 1993 года предоставила субъектам России возможность образования нового законодательного органа. Созданная на основании Основного закона страны Челябинская областная дума (с 1996 года - Законодательное Собрание Челябинской области) является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Челябинской области и осуществляет свои полномочия на заседаниях, принимая нормативные правовые акты Челябинской области. Компетенция Законодательного Собрания Челябинской области определена Уставом (Основным Законом) Челябинской области. Порядок деятельности, правила и процедура работы областного парламента установлены Регламентом Законодательного Собрания Челябинской области.

В мае 1994 г. на фоне сложной политической и экономической обстановки в регионе в частности и в стране в целом состоялись первые выборы в Челябинскую областную Думу. Областной Совет народных депутатов за несколько месяцев до этого прекратил свое существование. Жизненно необходимым стал орган, который взял бы на себя важную миссию - принятие законов, обеспечивших функционирование всех структур в новой ситуации.

Первый законодательный орган области решал важные задачи законотворческой деятельности. Необходимо было разработать и утвердить законы, определяющие статус Челябинской области как субъекта Российской Федерации, систему органов государственной власти области и принципы взаимоотношений с местным самоуправлением, правовые механизмы социально-экономического развития области.

В первый созыв Челябинской областной Думы вошли 15 депутатов. Отличительной ее особенностью стала малочисленность. Например, в соседней Свердловской области в составе областной Думы работали 28 депутатов.

Фото для анонса
1994 год. Депутаты 1 созыва после заседания областной Думы с Главой администрации Челябинской области В.П.Соловьевым

Председателем Челябинской областной Думы депутаты избрали Вячеслава Николаевича Скворцова. С 21 декабря 1995 г. областную Думу возглавлял Виктор Федорович Давыдов.

Основной проблемой, с которой столкнулись депутаты первого созыва, был законодательный вакуум. Система законодательных актов области практически отсутствовала. В начале своей деятельности депутаты определили около 20 важных вопросов, требующих нормотворческого урегулирования.

Одним из первых постановлений Думы был документ под названием «О месте нахождения Челябинской областной Думы». В нем была всего одна строчка: «Считать место нахождения областной Думы помещения в здании по улице Кирова, 114».

Спустя месяц после начала работы, депутаты приняли первые в истории области Законы - «О статусе депутата Законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области» и «О порядке опубликования и вступления в силу законодательных актов Челябинской области».

Процесс обсуждения первых законодательных актов шел очень сложно. К примеру, первый вариант бюджета 1994 года вызвал много вопросов у депутатов. Но руководитель Главного финансового управления Челябинской области А.Е. Прокин давал разъяснения и предоставлял дополнительные расчеты. Благодаря взвешенным действиям председателя комиссии по финансово-бюджетной и социальной политике Ф.Н. Клюева депутатские страсти были умерены. 21 июля 1994 г. основной финансовый закон - бюджет области был принят.

Важным моментом в работе областной Думы первого созыва была разработка областного закона о местном самоуправлении; рабочую группу возглавляла Р.М. Подвигина. Но самым главным Законом, принятым депутатами первого созыва, был, конечно, Устав Челябинской области. Он стал итогом долгой и кропотливой работы депутатов Думы, обсуждение проекта заняло несколько месяцев. Жаркие споры между депутатами, многочисленные консультации с государственно-правовым управлением Президента РФ, известными юристами страны позволили этому закону появиться на свет. 13 апреля 1995 г. Челябинская областная Дума приняла этот важный и нужный для области законодательный акт. Устав стал главным правовым документом, определяющим принципы и перспективы социального, экономического и политического развития области как составной части Российской Федерации.

В 1996 году Челябинская областная Дума была переименована в Законодательное собрание Челябинской области.

Первый созыв депутатов областного парламента начал свою деятельность практически с нуля. Депутаты приняли всего 45 законов. По нынешним меркам - это немного. Но именно в те годы были заложены система законодательных актов и основы парламентаризма в южноуральском регионе.

22 декабря 1996 г. состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания второго созыва. Обновленный состав Законодательного Собрания второго созыва стал более представительным: был избран 41 депутат, в том числе три женщины. Сорок депутатов имели высшее образование, 10 человек - ученые степени, все парламентарии имели значительный опыт хозяйственной и политической деятельности.

Фото для анонса
Второй созыв депутатов Законодательного Собрания

На первом заседании Законодательного Собрания второго созыва 9 января 1997 г. председателем Законодательного Собрания избран В.Ф. Давыдов. Таким образом, руководство областного парламента сохранило преемственность. Первым заместителем председателя депутаты избрали А.С. Саломаткина, заместителями председателя - В.В. Мазуля и Л.А. Попову. Все заместители принадлежали к областному движению «За возрождение Урала».

Треть депутатов Законодательного Собрания была выдвинута и поддержана региональным движением «За возрождение Урала». От первого созыва думы осталось 6 депутатов: В.Ф. Давыдов, А.С. Саломаткин, В.В. Мазуль, В.Ф. Рашников, В.П. Чернобровин, М.Ю. Жмаев. В ходе дополнительных и повторных выборов в «большую политику» пришли в декабре 1997 г. - С.А. Мительман, В.Г. Сподарь; в ноябре 1998 г. - В.В. Мякуш, А.И. Линев, Р.Г. Нажипов.

Депутаты сформировали 5 постоянных комитетов. Комитет по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению (председатель М.Ю. Жмаев) рассмотрел и рекомендовал к принятию за 4 года 52 закона области и 49 постановлений. Это позволило сформировать не только структуру органов власти и местного самоуправления, но и систему их деятельности и развития. Именно этот созыв депутатов выработал правовую базу для реализации избирательных прав граждан, приняв законы «Об областной избирательной комиссии», «О выборах главы исполнительной государственной власти (Губернатора) Челябинской области», «О местном референдуме».

По итогам сложного кризисного 1998 года с первым комплексным докладом депутатам Законодательного Собрания и населению Челябинской области выступил Губернатор П.И. Сумин. С этого времени глава региона ежегодно представляет программный документ депутатам и населению области.

По инициативе комитета по финансово-бюджетной и экономической политике (председатель В.В. Мазуль) было вынесено на рассмотрение Законодательного Собрания и принято 62 законопроекта, 12 программ, 286 постановлений, обращений. Ежегодно рассматривались прогнозы социально-экономического развития региона, сопутствующие ему материалы депутатских слушаний. Было продолжено рассмотрение и утверждение в форме закона основного финансового документа - областного бюджета.

Широкий общественный резонанс вызвало принятие в 1999 году Закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Этот закон затронул интересы 30 тысяч предпринимателей и 12 тысяч организаций области, он освободил их от части федеральных, региональных и местных налогов и сборов, платежей в государственные внебюджетные фонды и в том числе от налога с продаж, стимулируя их деятельность в интересах населения области. При этом для плательщиков этого налога упростилась система учета и отчетности. 

Принятие Закона области «О контрольно-счетной палате Челябинской области» имело принципиальное значение. Палата была наделена широкими полномочиями контроля за законностью, рациональностью и эффективностью использования средств областного бюджета, за формированием и использованием средств внебюджетных фондов, за финансовой эффективностью распоряжения и управления областной собственностью.

Комитет по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству (председатель А.И. Стариков) принял участие в разработке 16 законов, 9 целевых программ. Активно применялись в реальном секторе экономики законы области «О промышленной политике», «О внутриобластной производственной кооперации», «О поставках продукции для областных государственных нужд», «Об областной инвестиционной программе».

Комитетом по аграрной политике, потребительскому рынку, земельным отношениям, экологии и природопользованию под председательством А.П. Берестова подготовлен к рассмотрению на заседаниях Заксобрания 21 закон, 100 постановлений и 6 областных целевых программ. Именно в эти годы были разработаны Законы «Об экологическом мониторинге», «О радиационной безопасности населения Челябинской области».

Комитет по социальной политике (председатель Л.А. Попова) провел 98 заседаний, на которых рассмотрел 580 вопросов. Участвовал в разработке и принятии законов области и программ: «Об обеспечении населения Челябинской области лекарственными средствами», «О физической культуре и спорте», «О государственной поддержке молодежных, детских общественных объединений в Челябинской области». Постановлениями ЗСО памятниками истории и культуры Челябинской области были объявлены «Аркаим», Сикияз-Тамакский пещерный комплекс.

Второй созыв Законодательного Собрания также запомнился жарким обсуждением создания «вертикали» представительных органов власти и «муниципализации» Челябинска (попытка разделить город на 7 муниципальных образований) и значительной ротацией депутатского корпуса в 1997-1998 гг.

Деятельность депутатов второго созыва можно назвать законодательным крещением. Трудности, которые преодолевали депутаты Законодательного Собрания вместе со страной в целом и регионом в частности закалили законодательный орган для дальнейшей работы. Всего депутаты этого созыва провели 55 заседаний, на которых приняли 164 закона и 746 постановлений.

Законодательное Собрание третьего созыва было сформировано по итогам выборов, состоявшихся 24 декабря 2000 г. В новый состав Законодательного Собрания были избраны 45 депутатов. Старожилами областного парламента, избранными в третий раз, были В.Ф. Давыдов, В.Ф. Рашников и В.П. Чернобровин. Большинство депутатов (31 человек) являлись руководителями промышленных предприятий, пятеро на момент избрания - главами органов местного самоуправления.

Фото для анонса
Третий созыв Законодательного Собрания Челябинской области

На первом заседании Заксобрания третьего созыва 12 января 2001 г. депутаты вновь единогласно избрали председателем В.Ф. Давыдова. Первым заместителем председателя стал В.В. Мякуш, заместителями председателя - С.А. Мительман и В.П. Чернобровин.

Все депутаты имели высшее образование. Шесть депутатов - ученую степень доктора наук, семь депутатов были кандидатами наук.

Депутаты третьего созыва сформировали из своего состава 9 постоянных комитетов: по финансово-бюджетной политике (В.В. Мякуш); по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, связи, транспорту и дорожному хозяйству (В.П. Чернобровин); по экономической политике (налогам, собственности, предпринимательству) (С.А. Мительман); по социальной политике (Б.А. Мизрахи); по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению (Д.Ф. Вяткин); по аграрной политике, потребительскому рынку, земельным отношениям, экологии и природопользованию (А.П. Берестов); по жизнеобеспечению, строительству и чрезвычайным ситуациям (Р.Г. Шафигулин); по информационной политике (А.А. Дробышев); по мандатам, регламенту, этике (Ю.Я. Горбунов).

В 2001 году для разработки официальных символов на территории Челябинской области была создана Геральдическая комиссия. В ее работе приняли участие художники, краеведы, геральдисты, депутаты и работники аппарата Законодательного Собрания, органов исполнительной власти. 27 декабря 2001 года, на последнем в уходящем году заседании, депутаты утвердили гимн и флаг Челябинской области. Автор слов гимна - В.С. Алюшкин, музыка М.Д. Смирнова. По правилам и традициям геральдики был составлен флаг Челябинской области. Областные парламентарии также приняли Закон Челябинской области «О гербе Челябинской области». Герб области составлен на основе исторического герба Исетской провинции, на землях которой расположена территория современной Челябинской области.

Герб и флаг Челябинской области затем прошли утверждение в Геральдическом Совете при Президенте Российской Федерации. В марте 2002 года флаг Челябинской области был поднят над зданием Законодательного Собрания.

После принятия 6 октября 2003 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началась очередная реформа местного самоуправления. На начальном этапе основной объем работы был возложен на региональные органы власти. Так, до 1 января 2005 г. каждый субъект Российской Федерации должен был разработать и принять законы об установлении границ всех муниципальных образований и наделить их соответствующим статусом: городского или сельского поселения, городского округа или муниципального района.

На момент вступления в силу этого закона надлежащим образом были установлены только границы городов Челябинска и Магнитогорска как населенных пунктов. Ни у одного из 316 ныне существующих муниципальных образований не было установленных границ с обязательным приложением картографического материала и описания в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

Депутаты третьего созыва активно включились в работу по разработке и принятию законов об установлении границ муниципальных образований и определении их статуса. По итогам работы комиссии было изготовлено более 1000 альбомов карт, которые не только переданы в каждое муниципальное образование, но и на их основе разработаны, приняты и вступили в силу 43 именных закона Челябинской области о статусе и границах соответствующего муниципального образования.

Следующим этапом реформы местного самоуправления стало проведение муниципальных выборов (20 марта 2005 г.) в рамках утвержденных границ, разграничение объектов муниципальной собственности, формирование местных бюджетов.

В 2005 году по представлению Президента РФ депутаты впервые в парламентской истории Южного Урала выбирали губернатора Челябинской области.

В июне 2005 г. ушел из жизни В.Ф. Давыдов, с которым связана эпоха в истории южноуральского парламентаризма, особой атмосферы, позволившей законодателям добиваться значительных результатов. В течение десяти лет, с 1995 года Виктор Федорович являлся бессменным председателем Законодательного Собрания, шесть лет был членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ. С 2003 года был руководителем фракции «Единая Россия» в Законодательном Собрании, с 2004 года - секретарем политсовета Челябинского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия».

25 июня 2005 г. на пленарном заседании областного парламента председателем Законодательного Собрания был избран Владимир Викторович Мякуш.

Законодательным Собранием третьего созыва приняты 435 законов и около 2000 постановлений. В Государственную Думу направлено более 60 законодательных инициатив. По ним и сегодня сверяют свою работу граждане, предприятия Южного Урала, малый и средний бизнес.

Накопленный депутатами третьего созыва опыт законотворческой деятельности является и сегодня основой для эффективного решения современных задач.

В декабре 2005 г. состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области четвертого созыва. Они прошли по новой, смешанной системе: половина депутатов была избрана по партийным спискам, другая часть - по избирательным округам. Депутаты, прошедшие по партийным спискам, были прикреплены к округам и работали вместе с депутатами-одномандатниками. К концу созыва в составе депутатского корпуса было 58 человек, из них 49 депутатов состояли во фракции «Единая Россия», 6 - члены КПРФ, 3 - члены ЛДПР.

Фото для анонса
Четвертый созыв Законодательного Собрания Челябинской области

В составе Законодательного Собрания четвертого созыва работали 10 постоянных комитетов: по бюджету и налогам (председатель В.В. Мякуш), по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению (А.И. Брагин), по Регламенту, депутатской этике и информационной политике (С.В. Козлов), по экологии, природопользованию и чрезвычайным ситуациям (А.А. Федоров), по промышленной политике, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи (В.П. Середкин), по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному хозяйству (Ю.Р. Карликанов), по аграрной политике и земельным отношениям (М.И. Звездин), по экономической политике (С.А. Мительман), по социальной политике (А.Л. Журавлев), по делам молодежи, культуре и спорту (В.А. Воробей).

В центре внимания депутатов Законодательного Собрания стояли следующие задачи. Первое - реализация основных положений ежегодных Посланий Президента РФ Д.А. Медведева, в которых определен вектор развития страны в целом и регионов в частности на ближайшее время. Второе - совершенствование законодательства Челябинской области, направленного на социальную и правовую защиту граждан, преодоление последствий экономического кризиса, создание экономики нового типа, придание ключевым отраслям инновационного стиля. Третий приоритет - контроль за исполнением бюджета текущего года и внесение в него изменений. Четвертое - проводилась большая работа по приведению законодательства Челябинской области в соответствие с федеральным, по актикоррупционной экспертизе ранее принятых законов. В целом же принятые депутатами четвертого созыва законы Челябинской области способствовали стабилизации социально-экономической ситуации в регионе и создали правовые предпосылки для постепенного выхода из кризиса. А работа фракций носила согласованный рабочий характер и помогала принятию взвешенных решений по ключевым законопроектам.

Из созыва в созыв возрастает число принимаемых депутатами законов и постановлений. Это говорит о том, что накоплен большой опыт законотворческой деятельности. Так, депутаты четвертого созыва приняли 650 законов и 2514 постановлений, касающихся всех сторон жизнедеятельности региона. По ним сегодня сверяют свою деятельность жители Челябинской области, промышленные предприятия, малый и средний бизнес. Для сравнения: в третьем созыве было принято 435 законов и около 2000 постановлений.

Областной бюджет, принимаемый Законодательным Собранием ежегодно, социально ориентирован. Этот принцип формирования бюджета был сохранен даже в сложный кризисный период. Год от года все большая доля бюджетных средств направлялась на финансирование сферы образования, здравоохранения, социальной защиты населения, культуры.

В области социальной политики депутатам удалось решить многие важные социальные вопросы. Чрезвычайно значимым шагом стало принятие Законодательным Собранием в ноябре 2007 г. Закона «О звании «Ветеран труда Челябинской области». Благодаря ему, это звание и меры социальной поддержки получают сотни тысяч южноуральских пенсионеров.

Депутаты нашего региона в числе первых приняли целый пакет законов, направленных на поддержку многодетных семей. Например, Закон «О статусе и дополнительных мерах социальной поддержки многодетной семьи в Челябинской области», принятый в марте 2010 года, определяет статус многодетной семьи и предоставляет дополнительные меры социальной поддержки многодетной семье по оплате услуг ЖКХ. В Челябинской области проживают 17 145 многодетных семей. На реализацию только этого закона в 2010 году из областного бюджета выделено около 126 миллионов рублей. Также депутатами четвертого созыва были учреждены знаки отличия «Семейная доблесть» и «Материнская слава», которые явились важным шагом в повышении авторитета семьи и семейных ценностей. В 2010 году прошло первое награждение Знаком отличия «Семейная доблесть», которым было отмечено 19 семей с вручением к награде 100 тысяч рублей. Знаком «Материнская слава» были награждены уже 1085 многодетных семей, которые получили денежные выплаты на сумму более 70 миллионов рублей.

Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства является одной из приоритетных задач органов власти Челябинской области. Работа над совершенствованием законодательства в этой сфере постоянно проводилась комитетом Законодательного Собрания по экономической политике.

Так, Законом области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» от 27 марта 2008 года установлены цели и принципы государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, формы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и порядок реализации полномочий органов госвласти Челябинской области в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Закон является правовой основой для принятия областных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства.

В развитие политики поддержки предпринимательства были приняты законы, касающиеся имущественной поддержки малого бизнеса и налогового стимулирования. В соответствии с принятыми в 2009 году законами, снижена с 15 до 10 % налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих приоритетные виды деятельности. С 1 января 2010 года в Челябинской области введена упрощенная система налогообложения на основе патента.

Реализация принятого Законодательным Собранием в сентябре 2009 года Закона «Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве» позволит создать эффективный инструмент привлечения частных инвестиций для реализации крупных инфраструктурных проектов и активнее реализовать инвестиционные возможности нашего региона.

Ряд важных законов приняли депутаты четвертого созыва в области строительства, жилищно-коммунальной политики и дорожного хозяйства, среди них - Закон «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Челябинской области», позволяющий исключить многочисленные согласования при подключении индивидуальных жилых домов к объектам инженерной инфраструктуры, ускорит сроки строительства, приведет к его удешевлению.

Законом «О форме предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг» (принят 25 декабря 2008 г.) определены правила перехода к предоставлению мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг - завершающему этапу реформы системы социальных выплат и льгот.

Экологическая проблема особенно актуальна для области с развитой промышленностью. Поэтому вопросы экологии, природопользования и охраны окружающей среды были в центре внимания депутатов Законодательного Собрания четвертого созыва.

В 2009 году в целях охраны здоровья населения от вредного воздействия ионизирующего излучения принят в новой редакции Закон Челябинской области «О радиационной безопасности населения Челябинской области».

В феврале 2006 года Законодательным Собранием была принята областная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк». В 2006-2008 годах общий объем финансирования ее мероприятий составил 371,4 млн. рублей. В результате выполнения Программы введены в эксплуатацию лечебный корпус медсанчасти в городе Касли и детское отделение центральной районной больницы в селе Аргаяш, проведены медицинские консультации и медицинское обследование детей, проживающих в зоне влияния ФГУП «ПО «Маяк», радиационный мониторинг источников водоснабжения в 16 населенных пунктах. В 2008 году введены в эксплуатацию более 26 километров газовых сетей, что позволило газифицировать 729 домов в селе Сугояк Красноармейского района, в поселке Муслюмово Кунашакского района, в деревне Новая Соболева Аргаяшского района, продолжены работы по газификации деревни Аязгулова Аргаяшского района, проведены комплексные радиологические обследования 27 озер.

Депутаты-члены комитета направили несколько обращений к Президенту Российской Федерации. Так, в 2006 году подготовлено обращение «К Президенту Российской Федерации о ситуации, сложившейся с обеспечением экологической безопасности эксплуатации Теченского каскада водоемов». В нем отмечено, что необходим комплексный подход к решению проблем, включающий меры по недопущению сброса радиоактивных отходов в природные водоемы, по консервации и последующей реабилитации радиактивно загрязненных территорий бассейна реки Теча.

В результате принятых по данному обращению мер в 2007-2008 годах завершена реконструкция замыкающей плотины на ТКВ, которая является самой ответственной в каскаде. Всего на реконструкцию было направлено около 800 миллиардов из федерального бюджета. Сейчас плотина соответствует второму классу надежности, и это исключает попадание загрязненных вод в открытые водоемы.

Одной из первых в России в Челябинской области разработана и с сентября 2009 года принята к исполнению программа «Чистая вода». Выполнение программы позволит значительно улучшить качество питьевой воды и сократить загрязнение наших водных объектов.

Среди нормативных правовых актов, принятых четвертым созывом в области аграрной политики и земельных отношений, можно выделить закон Челябинской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства». В нем предусматриваются формы и направления предоставления бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие производства.

Условия для формирования на территории Челябинской области эффективно действующей сельскохозяйственной потребительской кооперации созданы в Законе Челябинской области «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации на территории Челябинской области» (принят 27 мая 2010 г.). Реализация Закона позволяет кооперативам увеличить объемы закупок сельскохозяйственной продукции у населения и будет способствовать повышению уровня доходов селян, созданию дополнительных рабочих мест для населения в перерабатывающих кооперативах.

В течение 2009 года в области полностью сформирована законодательная база противодействия коррупции. До 1 июля 2009 года была проведена экспертиза всех действующих законов Челябинской области и постановлений Законодательного Собрания. В 34 актах были обнаружены и устранены коррупциогенные факторы.

Областной закон «Об административных правонарушениях в Челябинской области», принятый в мае 2010 года, содержит 25 составов правонарушений (предыдущий содержал 14 составов). В числе органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотрены административные комиссии, а в числе лиц, имеющих право на составление протокола о совершении административного правонарушения, указаны должностные лица органов местного самоуправления.

Очередные выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской прошли в октябре 2010 г. Как и выборы, которые состоялись в декабре 2005 г., они прошли по смешанной системе: 30 депутатов были избраны по партийным спискам и 30 по одномандатным округам. Лидером избирательной кампании стало Челябинское региональное отделение партии «Единая Россия», получившее 56 % голосов избирателей, «Справедливая Россия» получила 14,6 %, КПРФ 11,8 % и ЛДПР - 9,16 %. На предыдущих выборах депутатов Законодательного Собрания «Единая Россия» получила 51,98 % голосов избирателей, КПРФ - 12,61 %, ЛДПР - 9 %, Родина - 7,02 %.

Фото для анонса
Пятый созыв Законодательного Собрания Челябинской области

По итогам выборов в Законодательном Собрании были сформированы четыре фракции: фракция «Единая Россия» (49 депутатов, или 81 % от общего числа парламентариев), по 4 депутата работают во фракциях «Справедливая Россия» (4 депутата, или 7 %) КПРФ (4 депутата, или 7 %), ЛДПР (3 депутата, или 5 %).

Депутатами пятого созыва Законодательного Собрания были переизбраны 28 человек, или 46 % от прежнего депутатского корпуса. Депутатами всех пяти созывов избирались 2 человека - это Рашников В.Ф. и Чернобровин В.П., 6 человек работали в ЗСО 2-5 созывов (Вольхин А.И., Журавлев А.Л., Мительман С.А., Мурашкин Б.М., Мякуш В.В., Федоров А.А.). Парламентариями 3-5 созывов избирались 6 человек (Кретов А.В., Мешков Д.Ф., Свеженцев И.Н., Середкин В.П., Струков К.И., Чабан Я.И.). Депутаты прежних созывов имеют большой опыт законотворческой деятельности, который, вне сомнения, послужит основой для эффективного решения современных социально-экономических задач региона.

Большинство из избранных депутатов (37 человек, или 61 %) являются руководителями промышленных, строительных предприятий, организаций, 5 - это руководители предприятий малого и среднего бизнеса, 3 человека занимают государственные должности, 7 - работают в органах здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки, спорта, 3 - в общественно-политических организациях. Среди парламентариев семь докторов и 10 кандидатов наук. В новом созыве Законодательного Собрания преобладают депутаты следующих возрастных категорий: 50-60 лет - 19 депутатов (31,7 %); 35-40 лет - 14 депутатов (23,3 %); 40-45 лет - 10 депутатов (16,6 %).

Председателем Законодательного Собрания Челябинской области пятого созыва на первом заседании 22 октября 2010 г. избран В.В. Мякуш.

Первым заместителем председателя вновь стал Ю.Р. Карликанов. Заместителями председателя избраны С.А. Мительман, В.В. Ильиных (по ноябрь 2014 г.), Д.Ф. Мешков, А.Л. Журавлев.

В составе Законодательного Собрания пятого созыва первоначально было создано девять комитетов: по бюджету и налогам (председатель В.В. Мякуш); по Регламенту, депутатской этике и информационной политике (В.М. Горнов); по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению (С.А. Мительман); по экологии и природопользованию (А.А. Федоров); по промышленной политике (А.А. Самсонов); по строительной политике (Ю.Р. Карликанов); по аграрной политике (В.В. Ильиных, с ноября 2014 г. - В.Ю. Евстигнеев); по экономической политике и предпринимательству (Д.Ф. Мешков); по социальной и молодежной политике, культуре и спорту (А.Л. Журавлев). В сентябре 2012 года был создан комитет по информационной политике, который возглавил А.А. Мотовилов. В январе 2015 г. комитет по информационной политике возглавил С.В. Кравчук.

Всего за пятый созыв депутаты подготовили, обсудили на заседаниях рабочих групп, комитетов и приняли на заседании областного парламента 967 законов Челябинской области.  С начала созыва (октябрь 2010) состоялось 58 заседаний Законодательного Собрания. 

13 сентября 2015 г. состоялись выборы в Законодательное Собрание Челябинской области шестого созыва. Лидером избирательной кампании вновь стала партия «Единая Россия», набравшая 56,24 % голосов избирателей Челябинской области. Партия «Справедливая Россия» получила 15.9 %, КПРФ - 11.69 %, ЛДПР- 10.01 %. 

Фото для анонса
Шестой созыв Законодательного Собрания Челябинской области

Депутатский корпус обновился на пятьдесят процентов, что положительно сказалось на работе законодательного органа. 15 депутатов имеют ученую степень, из них 9 являются кандидатами наук, 6 — докторами наук. В октябре 2016 года депутату А.В. Важенину присвоено звание академика Российской Академии наук. 

В состав депутатского корпуса шестого созыва было избрано шесть женщин. Это Л.Р. Колесникова и М.В. Шеметова, которые были также депутатами областного парламента пятого созыва. Т.А. Завгородняя, Т.А. Кузнецова, О.И. Мухометьярова, М.В. Поддубная избраны в состав депутатского корпуса впервые. 

Первое, организационное, заседание Законодательного Собрания шестого созыва состоялось 24 сентября 2015 года. Председателем Законодательного Собрания был избран В.В. Мякуш, первым заместителем председателя - Ю.Р. Карликанов. Депутаты утвердили структуру Законодательного Собрания, избрали заместителей председателя Законодательного  Собрания, председателей и заместителей председателей комитетов Законодательного Собрания. В шестом созыве Законодательного Собрания работало 11 комитетов. 

Депутатами Законодательного Собрания шестого созыва продолжена работа по созданию условий для эффективного развития социальной и экономической сферы Южного Урала.

Именно шестой созыв депутатов областного парламента столкнулся с пандемией коронавирусной инфекции, которая, конечно, внесла коррективы в работу Законодательного Собрания. Было организовано проведение заседаний Законодательного Собрания, комитетов, рабочих групп в режиме видео-конференц-связи. Парламентарии не прекратили свою работу в округах, не потеряли связь с избирателями. Многие работали в волонтерском центре, помогали людям, которые оказались в самоизоляции.

Как отметил председатель Законодательного Собрания шестого созыва В.В. Мякуш, законодательная и исполнительная власть работали в одной команде, чтобы с наименьшими потерями преодолеть последствия пандемии. В развитие федерального законодательства оперативно разрабатывали и принимали областные законы, которые создали условия для поддержки бизнеса в области. Но главное внимание уделялось социальным вопросам. В регионе были не только сохранены все выплаты и льготы, о которых говорил глава государства, но и увеличен объем региональной поддержки. Так, на фоне роста суммы федерального материнского капитала для многодетных семей в Челябинской области был увеличен размер регионального маткапитала до 100 тысяч рублей. Расширены и возможности использования этих средств. Теперь деньги регионального материнского капитала можно направить на строительство жилого дома, его реконструкцию, подключение к коммуникациям либо на погашение кредита или займа на строительство жилого помещения.

Был принят закон, согласно которому южноуральские семьи с величиной дохода ниже прожиточного минимума, с 1 июня 2020 года получают из областного бюджета ежемесячные выплаты в размере 5350 рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Всего на поддержку семей с детьми в период пандемии выделено порядка 893 млн рублей, в том числе 357 миллионов - из бюджета области.

Особое внимание в этой сложной ситуации уделялось людям старшего поколения. Ветеранам труда Челябинской области проведена индексация ежемесячной выплаты. Осуществлены выплаты ко Дню Победы участникам Великой Отечественной войны по 75 тысяч рублей и труженикам тыла по 50 тысяч рублей.

На передовой борьбы с коронавирусом оказались медицинские работники. Депутаты Законодательного Собрания организовали вручение в своих избирательных округах более 1500 благодарственных писем с денежными премиями врачам, фельдшерам, санитаркам, лаборантам, водителям, техническому персоналу - тем, кто работает в "красных зонах" больниц.

Депутаты Законодательного Собрания Челябинской области шестого созыва в августе 2016 года приняли один из самых долгожданных законов региона - "О дополнительных мерах социальной поддержки детей погибших участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц". Работа над данным законом ведется постоянно: расширяются меры социальной поддержки, категории лиц, а в августе 2019 года по инициативе главы региона для всех детей погибших участников ВОВ было установлено ежемесячное социальное пособие в размере 500 рублей.

Всего депутаты Законодательного Собрания шестого созыва провели 63 заседания Законодательного Собрания. На них рассмотрено 1787 нормативных правовых актов: 963 закона и 824 постановления.

13 сентября 2020 г. были избраны депутаты Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва. Седьмой созыв областного парламента обновился на 46 % (для сравнения: шестой созыв в сравнении с пятым обновился на 51 %). Впервые депутатами Законодательного Собрания избраны 28 человек. В седьмой созыв переизбрались 32 депутата прежнего, шестого созыва. А.Л. Журавлев и В.В. Мякуш избраны депутатами Законодательного Собрания в шестой раз. Депутатами пяти созывов, начиная с третьего, являются Д.Ф. Мешков, И.Н. Свеженцев, К.И. Струков. Депутатами Законодательного Собрания четырех созывов (4, 5, 6, 7) избирались Ю.Р. Карликанов, О.А. Голиков и А.Л. Шестаков.

Фото для анонса
Седьмой созыв Законодательного Собрания Челябинской области

Депутатами трех созывов является десять человек: А.И. Брагин, С.Н. Буяков, М.Б. Видгоф, В.Ю. Евстигнеев, А.А. Мотовилов, В.Г. Перезолов, А.Ю. Решетников, Л.В. Урмашов, И.В. Егоров, К.А. Куркин. В областном парламенте седьмого созыва работает пять женщин: Л.Р. Колесникова, Т.А. Кузнецова, О.И. Мухометьярова, C.В. Чепепухина, Е.С. Тарасова.

Впервые в областной парламент избраны представители шести политических партий: от партии «Единая Россия» – 43 депутата, «Справедливая Россия» – 7, КПРФ – 4, ЛДПР – 3, Партия пенсионеров – 2, «Зеленая альтернатива» – 1.

Все депутаты Законодательного Собрания седьмого созыва имеют высшее образование. В составе депутатского корпуса один академик РАН – А.В. Важенин, шесть имеют ученую степень доктора наук, восемь – кандидата наук.

Первое заседание Законодательного Собрания седьмого созыва состоялось 8 октября 2020 года. Председателем Законодательного Собрания единогласно был избран В.В. Мякуш.  Первым заместителем председателя депутаты избрали А.В. Лазарева. Заместителями председателя  избраны О.А. Голиков, А.А. Еремин, Ю.Р. Карликанов, В.В. Павлов, В.В. Ромасенко, К.И. СтруковПосле избрания депутатами Государственной Думы ФС Российской Федерации О.А. Голиков и В.В. Павлов в сентябре 2021 года сложили с себя полномочия заместителей председателя и депутатов Законодательного Собрания.

В седьмом созыве работают одиннадцать комитетов: по бюджету и налогам (зам.председателя Ю.Р. Карликанов); по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению (А.И. Брагин); по экологии и природопользованию (М.А. Махов); по промышленной политике, энергетике, транспорту и тарифному регулированию (П.В. Шиляев); по строительной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (А.В.Денисенко); по аграрной политике (В.Ю. Евстигнеев); по экономической политике и предпринимательству (Е.Г. Илле); по социальной политике (С.Н. Буяков); по молодежной политике, культуре и спорту (М.Б. Видгоф); по Регламенту и депутатской этике (В.Г. Швецов); по информационной политике (О.В. Гербер).

16 ноября 2021 г. на внеочередном заседании Законодательного Собрания В.В. Мякуш сложил полномочия председателя и депутата Законодательного Собрания. Спикером областного парламента единогласно избран А.В. Лазарев. 15 июня 2023 года Законодательное  Собрание приняло постановление о досрочном прекращении его полномочий как председателя в связи с переходом на работу в правительство региона.

27 июля 2023 г. председателем Законодательного Собрания единогласно избран О.В. Гербер

22 декабря 2023 г. первым заместителем председателя депутаты избрали Д.А. Моисеева.