Председатель комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению Анатолий Брагин прокомментировал итоги реформы местного самоуправления и готовящиеся изменения в областное законодательство: «На сегодняшний день в нашей области практически завершено избрание глав муниципальных образований по новой схеме, они у нас избраны представительными органами по конкурсу. Конечно этот процесс продолжается в тех территориях, где сроки полномочий отличаются от основной массы. Например в 2016 году предстоит избрать 24 глав муниципальных образований.
Уже складывается судебная практика по проблемам формирования органов местного самоуправления. Последний пример так называемое «Иркутское дело». Коротко прокомментирую его основные положения. Итак, Конституционный Суд закрепляет возможность воспроизведения законами субъектов Российской Федерации как альтернативных вариантов: прямые выборы, по конкурсу и выборы из состава представительного органа, в этом случае уставом муниципального образования закрепляется один из способов; кроме того, Конституционный Суд закрепляет и возможность установления единственно возможного варианта формирования органов местного самоуправления. Как например, в нашем законе. Напоминаю у нас практически все представительные органы городских округов и муниципальных районов избираются на прямых выборах, а главы избираются по конкурсу.
Теперь о городских поселениях, в которых также возможен безальтернативный способ в случае закрепления в законе субъекта критериев, отражающих объективные особенности осуществления местного самоуправления в городских поселениях В проекте областного закона, который мы примем в марте будут закреплены следующие критерии:
сопоставимость с городскими округами по степени концентрации возложенных на них публичных функций и задач, по своему характеру имеющих государственное значение, в том числе при решении следующих вопросов местного значения:
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма;
- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- особенности осуществления местного самоуправления в городских поселениях, находящихся в зонах подтопления, затопления, гидродинамической опасности, химического и радиационного заражения, природных пожаров.
И последнее, сельские поселения. С учетом позиции Конституционного Суда в областном законе будет предложены альтернативные варианты избрания глав ( прямые выборы, по конкурсу, из состава представительного органа). В уставе муниципального образования необходимо будет закрепить конкретный способ.
Напоминаю все изменения, будут применяться после истечения срока полномочий действующих органов местного самоуправления. Давайте поработаем по новой схеме, наработаем опыт, а потом сделаем выводы.
Повторюсь упомянутый выше областной закон будет принят в марте.»