Мероприятия проводятся в рамках Года экологии, объявленного Президентом РФ Владимиром Путиным по итогам Госсовета в декабре прошлого года. Как отметил сенатор Олег Цепкин на пресс-конференции, посвященной обсуждению вопросов экологии, в регионе по поручению губернатора Челябинской области Бориса Дубровского начинается разработка комплекса мер, реализация которых позволит улучшить общую экологическую ситуацию. «Предстоит провести масштабную работу, в том числе по разработке законодательных актов по изменению системы за выбросами в воздушный бассейн, а также по информированию населения об экологической ситуации и экологическому воспитанию, – подчеркнул член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Олег Цепкин. – Мероприятия, которые предстоит реализовать в Челябинской области в этом году, станут примером и для других регионов в решении актуальных задач, поставленных Президентом Российской Федерации».
Как отметила министр экологии Челябинской области Ирина Гладкова, в регионе из 100% негативного воздействия на экологическую обстановку порядка 30% – это загрязнение от автомобильного транспорта (по статистике на трех южноуральцев приходится один автомобиль). «Автомобильные дороги тоже вписываются в эту систему мер. В прошлом году мы занесли в базу данных одну автомагистраль – Свердловский проспект в Челябинск, и она показала, что вклад достаточно существенный, – уточнила министр.– В этом году проанализированы будут 23 магистрали в Челябинске. На примере других городов, где автотранспорт является основным источником загрязнения, такие данные сводных расчетов потом используются для регулировки движения транспорта и градостроительной политики: какие именно дорожные развязки должны быть для минимизации выбросов выхлопных газов».
В рамках проработки комплекса мер для снижения количества выбросов, особенно в период неблагоприятных метеоусловий, будет проработан вопрос, в частности, по ограничению движения большегрузного и транзитного автотранспорта в Челябинске.
«Это и меры по логистике организации транспорта: транзитный транспорт, конечно, не должен ехать через центр города, а только передвигаться по объездным дорогам. Также должны быть организованы перехватывающие парковки, стоянки для большегрузов. В целом необходимо уделить особое внимание контролю за выбросом выхлопных газов и качеству топлива, которое разливается на автозаправках, – отметил сенатор Олег Цепкина. – Помимо этого необходимо обратить внимание на регулирование потоков внутри городов: предстоит разгрузить центральные улицы и отправить транспорт по объездным дорогам».
При этом по оценке эксперта экологической компании «ЭКОНТ» Петра Бирюкова, НМУ связано с особенностью расположения региона: «Географическое положение Челябинской области способствует тому, что примерно 30% случаев неблагоприятных метеорологических условий в течение года связаны с природными явлениями (слабым ветром и штилем). Однако реализация комплексного плана позволит снизит негативное воздействие на окружающую среду и контроль за ситуацией в целом, особенно в период НМУ».
Комплексный план будет прорабатываться с привлечением представителей государственных органов, общественности, экспертного сообщества.