6 июня в Челябинске завершил работу Всероссийский форум «ЖКХ – новое качество». По его итогам приняты важные решения, даны поручения Правительству России, поставлены задачи региональным парламентам. Как реализуются решения форума, что делается в городах и районах области для совершенствования законодательства в области ЖКХ?
В первую неделю июля по инициативе депутата Законодательного Собрания Владимира Перезолова прошли рабочие встречи в Увельском и Еманжелинском районах и городе Южноуральске. Целью встреч было выяснить позицию местной власти и специализированных организаций в сфере ЖКХ относительно вносимых изменений в действующее законодательство в сфере ЖКХ, учесть специфику малых и средних городов, сельских территорий, разработать совместные предложения по совершенствованию законодательства в сфере ЖКХ.
На каждой встрече присутствовали первые руководители муниципалитетов или их заместители, руководители управлений ЖКХ, представители управляющих компаний и ТСЖ.
Главной темой совещаний стал закон о капитальном ремонте. Специалисты в территориях отмечают, что «очередь» на капремонт формировалась исходя из формальных признаков, таких как год постройки дома, сроки эксплуатации фундамента, кровли и т.д. Не секрет, что реальность гораздо сложнее. Фактическое состояние конструкций и коммуникаций дома зависит не только от года ввода в эксплуатацию, но и от качества строительства, примененных строительных материалов и технологий, особенностей эксплуатации здания и еще многих других составляющих. Поэтому поступило предложение создать в каждой территории комиссии, которые могли бы давать заключения для регионального оператора о реальном состоянии жилого фонда, и вносить свои предложения по вопросу о том, какие дома нуждаются в капремонте в первую очередь.
Наиболее острая дискуссия развернулась вокруг необходимости лицензирования работы управляющих компаний в сфере ЖКХ. Предлагаемые стандарты оценки хорошо подходят для крупных управляющих компаний, работающих в городах-миллионниках, но не учитывают специфику небольших муниципальных образований, где иметь собственную технику значительно дороже, чем нанимать для выполнения работ специализированные организации, обладающие этой техникой. Поэтому вторым предложением стало создать отдельный перечень требований к лицензированию управляющих компаний в малых городах и сельских поселениях, учитывающий небольшие размеры компаний. Иначе с 1 сентября этого года, когда планируется запустить механизм лицензирования, окажется, что услуги по текущему обслуживанию и ремонту будет просто некому оказывать. Одновременно поступило предложение ввести лимит оплаты труда работников управляющих компаний.
Владимир Перезолов отметил, что за три последних года удалось значительно продвинуться в вопросе ликвидации неэффективных котельных в регионе. Однако на сегодня потенциал областной программы, где предполагалось, что срок возврата инвестиций не превысит пять лет, практически исчерпан. Сегодня в Еманжелинском и Увельском районах еще есть неэффективные котельные, но они требуют инвестиций, срок окупаемости которых уже больше семи лет. Инвесторов под такие растянутые во времени проекты найти практически невозможно. Аналогичная ситуация с программой «Чистая вода». Владимир Геральдович считает, что для привлечения инвесторов на новых условиях нужна и новая законодательная база. Необходимо законодательно прописать условия, которые станут привлекательными для инвесторов. В качестве этих условий могут выступать субсидирование ставки по кредиту, гарантии неизменности тарифа на весь срок окупаемости инвестиционного проекта и др. Так же поступило предложение рассмотреть возможность комплексного решения проблемы: одновременно с системой теплоснабжения модернизировать и систему водоснабжения.
По итогам встреч все прозвучавшие вопросы вынесены на рассмотрение рабочих групп по совершенствованию законодательства в сфере ЖКХ.