Александр Козлов, первый замдиректора «Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ» комментирует инициативу Заксобрания Челябинской области дать регионам право устанавливать минимальный тариф на содержание и ремонт жилья:
- В пояснительной записке к челябинскому законопроекту говорится о том, что мы так и не воспитали грамотного собственника жилья, и предлагаются меры по воспитанию. Но мы завтра не проснемся со 140 миллионами ответственных собственников, умеющих делать правильный заказ услуг ЖКХ, этому не бывать. Средняя ставка платы за содержания и ремонт, например, в Алтайском крае всего лишь 6 рублей, а в Карелии 3 рубля и управляющая организация не укладываются даже в минимальный перечень обязательных работ. Одна жалоба, два штрафа, и всё — она теряет право на этот дом. Так что, если законопроект не принять, то пойдут отказы УК. А ведь есть муниципальные образования, где всего лишь одна УК, то есть риск вообще дому остаться неуправляемым. Никакая здравомыслящая компания не придет туда без реального размера платы за содержание и ремонт.
Нужно осознанно подойти к челябинской инициативе и ее не отпихивать, а подумать и разработать федеральную методику, где регион сможет, имея методику определенную формулу подставить цифры и для группы домов рассчитать минимальную планку. Да, она будет средняя, но, давайте параллельно запускать механизмы просвещения и обучения собственников, где будет им подсказывать, что это некая средняя температура по больнице для данной категории домов, например, 9-ти этажных с лифтом и мусоропроводом. Но если вы хотите более широкий комплекс услуг, то давайте подумаем, увеличив ее на общем собрании.
Марк Козловский, зам. председателя комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Заксобрания Алтайского края комментирует инициативу Заксобрания Челябинской области дать регионам право устанавливать минимальный тариф на содержание и ремонт жилья
— Точные настройки Жилищного кодекса идут последние несколько лет. Так что, обсуждая челябинский законопроект, мы переходим и на обсуждение лицензирования и на обсуждение капитального ремонта домов. Согласен с цитатой из пояснительной записки, что необходимо воспитывать ответственность у собственников жилья, но живем мы здесь и сейчас. Грань между коммерциализацией ЖКХ и социальной ответственностью государства нужно соблюдать уже сейчас. Расценки, которые устанавливает муниципалитет, больше социально- политически обоснованы, чем экономически.
Я не защищаю управляющие компании (УК), но существует вопрос злоупотребления правами «грамотных» собственников. Они видят, например, что плата за текущее содержание жилья, например, в городе Барнауле, всего 6 рублей 5 копеек с «квадрата», но, тем не менее, идут в суд, где ссылаются на постановление Правительства, которое было принято в прошлом году о минимальном перечне работ и услуг по текущему содержанию, и требует их выполнения. Судья не рассматривает всю взаимосвязь, все проблемы в комплексе — он ссылается на это постановление и выносит решение о выполнении всего перечня. УК, чисто финансово, эти работы производить не может, включаются судебные приставы и она закрывается.
Но всё равно мне бы хотелось бы поблагодарить челябинских коллег, что все-таки в этом направлении есть какое-то движение, вектор. Согласен, что необходимо воспитывать ответственность у собственников жилья, но прописать стоимость работ нужно уже сейчас.
Анна Позднякова, председатель Комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Заксобрания Карелии
— Спасибо коллегам из Челябинска, что своим законопроектом они подняли этот вопрос. Он не очень простой и требует обсуждения. Этот законопроект интересен добросовестным управляющим компаниям, которые в конкуренции с недобросовестными предлагают собственникам более высокую стоимость услуг, то есть покрывающую расходы на дом. Может быть, такие управляющие компании и нужно защищать, но в то же время они понимают, что за тот минимальный тариф, который собственники желают иметь, они не могут нанять ни квалифицированный персонал, не могут строить долгосрочные планы на обслуживание этого дома. Отсюда вытекают и «серые» схемы, и «серые» зарплаты и так далее.
У нас любят с уровня Федерации передать все на уровень субъекта. Это закон для регионов будет некрасивым с политической точки зрения, ведь есть список обязательных видов работ. Мы примерно его обсчитывали, это от 35 до 50 рублей. В Карелии же платят от 2 до 25 рублей. Поэтому обязательно должна быть дифференциация по категории домов, и я не раз говорила в Госдуме о том, что 70% домов немногоквартирные, и состояние их крайне тяжелое. И люди неплатежноспособны, в нескольких районах вообще отсутствуют УК, потому что основная часть домов - это деревянный фонд лет 70-80.
Поэтому методика определения тарифа должна быть, но мне сложно представить, как она будет выполнена, и граждане, в любом случае, будут недовольны. Мы много лет пытаемся из жильца сделать грамотного собственника. Но, грамотный собственник - человек, который постоянно в большом количестве платит. Если мы сейчас примем законопроект, который будет следить за тем, что они ещё больше обязаны платить, то многим просто нечем будет детей кормить. Закон нужен, но закон нужно дорабатывать, потому что он очень неоднозначный, и в разных субъектах он по-разному будет выглядеть.
Источник: издание Федерального Собрания РФ "Парламентская газета", сайт: http://www.pnp.ru