Изменения внесены депутатами Законодательного Собрания Павлом Киселевым, Александром Лазаревым, Владимиром Перезоловым и Павлом Шиляевым.
В ближайшее время в Челябинской области вернут в действие механизм, при котором специальные инвестиционные контракты, направленные на создание или модернизацию промышленных производств, заключаются только между двумя сторонами — инвестором и регионом, без участия федерального центра.
Отметим, нынешний комитет стал не первым, на котором в центре внимания южноуральских парламентариев — меры поддержки реального сектора экономики, действующие или планируемые на федеральном и региональном уровнях в условиях антироссийских санкций. Законодатели регулярно предлагают профильным министерствам, в частности, министерству промышленности области, оперативную поддержку с точки зрения нормативной правовой базы. Как раз таким примером и можно считать законопроект, который дает возможность заключать в Челябинской области специальные инвестиционные контракты в соответствии со статьей 16 федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».
Напомним, до вступления в силу федерального закона от 2 августа 2019 года № 290-ФЗ заключение СПИК, стороной которого являлась Челябинская область, осуществлялось в порядке, установленном на региональном уровне с учетом порядка и типовых форм, утверждаемых правительством РФ (так называемый механизм СПИК 1.0). Механизм был направлен на привлечение инвестиций в проекты по созданию новых промышленных производств и допускал заключение СПИК без участия федерального центра.
После вступления в силу федерального закона специнвестконтракты должны были заключаться по новым правилам (механизм СПИК 2.0), с обязательным участием Российской Федерации. Механизм СПИК 2.0 был направлен на разработку и внедрение современных технологий, включенных в федеральный перечень.
Однако в связи с санкционным давлением на нашу страну в марте этого года в законодательство РФ были внесены поправки, предоставившие возможность заключать специнвестконтракты в прежнем формате, в целях модернизации или освоения новых производств, в том числе на региональном уровне.
Как отметил вице-спикер регионального парламента, председатель комитета Павел Шиляев, для реализации механизма СПИК 1.0 на территории Южного Урала необходимо закрепить в законе «О промышленной политике в Челябинской области» полномочия правительства региона устанавливать порядок заключения специального инвестиционного контракта, стороной которого является Челябинская область. Это даст возможность для освоения новых производств, в первую очередь в целях импортозамещения.
"До настоящего времени специальный инвестконтракт мог быть только четырехсторонним — в нем участвовали федеральный центр, субъект РФ, муниципальное образование и инвестор (СПИК 2.0). Однако теперь, с принятием поправок, СПИК смогут заключать две стороны — Челябинская область и инвестор, - пояснил Павел Шиляев. - Региональный СПИК более оперативный, более простой по защите инициативы. Выход на федеральный уровень, конечно, требует большего пакета документов. Считаем, что возможности, которые дает областной СПИК, весьма привлекательны для инвесторов".