Депутаты одобрили законодательную инициативу Законодательного Собрания об освобождении плательщиков патента и ЕНВД от обязанности применения онлайн-касc и о переносе срока перехода на ККТ на 1 марта 2018 года

Депутаты предлагают внести ряд поправок в федеральное законодательство.

Депутаты предлагают внести ряд поправок в федеральное законодательство.

В соответствии  с  Федеральным законом от 3 июля 2016 года, индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками патента, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи  346 Налогового кодекса Российской Федерации*, с 1 июля 2018 года обязаны приобретать и применять контрольно-кассовую технику (ККТ), обеспечивающую  передачу  в  налоговые  органы  фискальных данных в режиме онлайн.

Напомним, что в свое время целями введения специальных налоговых режимов (патентной системы и ЕНВД) для микро- и малого бизнеса являлись минимизация затрат для его открытия и осуществления, вывод  предпринимателей из тени, упрощение процедур налоговой отчетности.

Однако введение обязанности приобретать и применять ККТ для плательщиков патента и плательщиков ЕНВД экономически нецелесообразно по следующим причинам:

предметом налогового (финансового) контроля  является выручка (доход) предпринимателей, в то время как этот показатель не участвует в исчислении размера налога, поскольку устанавливается (вменяется) нормативно-правовыми актами органов власти;

величина расходов предпринимателей на приобретение ККТ несопоставима с доходностью бизнеса, а также размером уплачиваемого налога;

значительное увеличение затрат на ведение микро- и малого бизнеса приведет к закрытию малорентабельного бизнеса в сфере услуг населению, уходу предпринимателей  в тень, и, следовательно,  сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты, а также выплат в Пенсионный фонд Российской Федерации и социальные фонды.

Так, например, в Челябинской области из 83 видов деятельности, по которым предприниматели вправе применять патентную систему, только для семи видов деятельности стоимость годового патента составляет 30 тысяч рублей и выше. Стоимость годового патента для остальных 76 видов деятельности составляет от 4,2 тысячи рублей (ремонт и пошив обуви, изготовление ключей, изготовление изделий народных художественных промыслов) до 9 тысяч  рублей (ветеринарные услуги, выпас скота, ландшафтный дизайн), что в разы меньше, чем стоимость оборудования одного рабочего места ККТ, которая составляет от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Стоимость оборудования одного рабочего места ККТ включает в себя также стоимость периферийных устройств, необходимых  для  использования ККТ, программного обеспечения, регистрации, подключения и обслуживания ККТ в период ее использования и стоимость обучения персонала.

Законопроект предлагает освободить плательщиков патента и плательщиков ЕНВД от обязанности применения ККТ.

Предприниматели, которые в настоящее время применяют контрольно-кассовую технику старого образца  и  в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года обязаны с 1 июля 2017 года применять ККТ,  не готовы приобрести и применять ее с указанного срока по следующим причинам:

1) неготовность производителя ККТ в короткий срок обеспечить потребность в такой технике всех предпринимателей. Так, по данным Управления Федеральной налоговой службы России по Челябинской области,  на 1 ноября 2016 года  в  реестре контрольно-кассовой техники  было зарегистрировано 25770 единиц контрольно-кассовой техники старого образца.  В настоящее время зарегистрировано 3800 ККТ, что составляет 13 процентов от количества контрольно-кассовой техники, которую необходимо  перерегистрировать  (без учета  ККТ, обязанность по эксплуатации которой наступает с 1 апреля 2017 года);

2) технические несовершенства ККТ, влекущие для предпринимателей дополнительные расходы: 

при неиспользовании ККТ более  одного месяца аппарат блокируется и требует замены. Многие приобретенные аппараты блокируются уже на следующий день работы;

большинство выпускаемых кассовых аппаратов  без фискальных накопителей невозможно модернизировать;

срок  действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе «ФН-1», составляет 13 месяцев, в связи с чем предприниматели не могут установить иной срок действия такого ключа. При этом Федеральный закон от 22 мая 2003 года  предусматривает срок действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, а также в определенных указанным Федеральным законом случаях предоставляет право пользователям использовать ключ фискального признака со сроком не менее 13 месяцев;

срок использования программного обеспечения ограничен. В соответствии с  федеральным законодательством форматы фискальных документов (ФФД), обязательных к использованию, утверждаются  Федеральной налоговой службой России и размещаются на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В настоящее время ФНС России разработан проект приказа, согласно которому существует три версии ФФД: 1.0 – тестовая версия, 1.05 – переходная версия и 1.1 – конечная версия. Указанные версии имеют свои отличия. При переходе от одной версии к другой субъектам предпринимательской деятельности придется производить замену программного обеспечения кассовых аппаратов. В настоящее время действует тестовая версия ФФД  1.0, которая уже с 1 января 2018 года утратит силу, а выпускаемые фискальные накопители  обеспечивают формирование фискальных документов только в соответствии с указанной тестовой версией. Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности, использующие ККТ с фискальным накопителем, будут вынуждены вновь модернизировать свою ККТ к 1 января 2018 года или покупать новую.

Чтобы избежать увеличения фискальной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, а также учитывая необходимость технической доработки ККТ,  фискальных накопителей и ФФД, проектом закона предлагается перенести предельный  срок перехода на ККТ на 1 марта 2018 года. Поскольку субъекты предпринимательской деятельности  имели возможность ставить на учет контрольно-кассовую технику старого образца до 1 февраля 2017 года, а срок полезного использования фискальной памяти у такой техники составляет 13 месяцев и закончится 1 марта 2018 года, субъекты предпринимательской деятельности  в течение данного срока смогут поэтапно заменить контрольно-кассовую технику старого образца на ККТ или модернизировать ее.

Законопроектом предлагается предоставить право субъектам предпринимательской деятельности,  осуществляющим расчеты в отдаленных от сетей связи местностях, не применять ККТ при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета.

Федеральным законом  от 22 мая 2003 года предусмотрено, что в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с критериями, установленными Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, и указанных в перечне местностей, отдаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. То есть для таких предпринимателей установлена обязанность покупки нового аппарата с фискальной памятью, использовать которую не требуется, и, следовательно, затраты на приобретение и программирование нового аппарата экономически нецелесообразны. Критерием отдаленности от средств связи является численность населения. Населенные пункты с численностью населения менее 10 тысяч человек являются отдаленными от средств связи. В Челябинской области из 1289 населенных пунктов 1255 являются населенными пунктами, отдаленными от сетей связи и, таким образом, для предпринимателей, осуществляющих деятельность в 1255 населенных пунктах Челябинской области, приобретение новых аппаратов представляется нецелесообразным ни с точки зрения ведения бизнеса, ни с точки зрения фискальных органов, в которые информация о расчетах поступать не будет.

 

*1)оказания бытовых услуг.

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, а также по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);

5) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.

7) розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

10) распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

11) размещения рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств;

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.