Депутаты ЗСО приняли во втором и третьем чтениях проект закона об Уставном суде Челябинской области

Депутаты Законодательного Собрания приняли закон Челябинской области «Об Уставном суде Челябинской области».

     Напомним, что проект закона был внесен губернатором Челябинской области, разработан в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и принят в первом чтении 29 сентября. А затем, до 10 октября, комитет ЗСО по законодательству,  принимал предложения по  поправкам и дорабатывал проект закона.
     По сравнению с первоначальным вариантом целый ряд статей законопроекта дополнен, уточнен, изложен в новой редакции.
     Так, например, существенно отредактирована статья об обязательности решений Уставного суда. В ней говорится о том, что Законы Челябинской области, иные нормативные правовые акты либо отдельные их части или положения, ненормативные акты губернатора области, правительства области, Законодательного Собрания области, признанные Уставным судом противоречащими Уставу области, утрачивают силу, не вступившие в силу соглашения о международных и внешнеэкономических связях Челябинской области, признанные Уставным судом не соответствующими Уставу области, не подлежат введению в действие и применению. Решение Уставного суда по проекту закона Челябинской области о внесении изменений в Устав области, признанному Уставным судом не соответствующим Уставу области полностью или в части, учитывается при принятии данного закона.
    Статья дополнилась разделом о том, что если решением Уставного суда закон Челябинской области, иной нормативный правовой акт, ненормативные акты губернатора области, правительства области, Законодательного Собрания области признаны не соответствующими Уставу области полностью или частично либо из решения Уставного суда вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, орган государственной власти области или должностное лицо, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового акта, который должен, в частности, содержать положения о признании утратившим силу акта, признанного не соответствующим Уставу области полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в акт, признанный несоответствующим Уставу области в отдельной его части.
     Изложена в новой редакции статья о порядке назначения на должность судьи Уставного суда. В ней отмечается, что предложения о кандидатах на должности судей Уставного суда могут вноситься губернатору исполнительными органами государственной власти Челябинской области, представительными органами местного самоуправления, органами судейского сообщества Челябинской области, юридическими научными и учебными заведениями, ответственным комитетом Законодательного Собрания области.
     Ответственный комитет Законодательного Собрания области рассматривает предложения о кандидатах на должности судей Уставного суда, представленные группой депутатов Законодательного Собрания области численностью не менее трех человек, и направляет принятое решение о кандидатах на должности судей Уставного суда губернатору области.
    В случае, если кандидат на должность судьи Уставного суда не набрал требуемого для назначения числа голосов депутатов Законодательного Собрания области, губернатор в течение десяти рабочих дней вносит кандидатуру на должность судьи Уставного суда в порядке, установленном настоящей статьей.
     Обновлена статья, касающаяся поводов и оснований к рассмотрению дела в Уставном суде. Поводом к рассмотрению дела в Уставном суде является обращение (запрос, ходатайство, жалоба) в Уставный суд, отвечающее требованиям настоящего Закона. Основаниями к рассмотрению дела Уставным судом являются:
    1) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу области закон Челябинской области или иной нормативный правовой акт Челябинской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, не вступившее в силу соглашение о международных и внешнеэкономических связях Челябинской области;
     2) обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции;
    3) обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу области действия (бездействие) губернатора области, ненормативные акты губернатора области, правительства области, Законодательного Собрания области;
     4) обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Устава области;
     5) неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу области проект закона Челябинской области о внесении изменений в Устав области.
Более подробной и развернутой стала статья, касающаяся права на обращение в Уставный суд. Правом на обращение в Уставный суд с запросом о толковании Устава области, а также о соответствии Уставу области законов Челябинской области, нормативных правовых актов Законодательного Собрания области, губернатора и правительства области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Челябинской области, ненормативных правовых актов Законодательного Собрания области, Губернатора области и Правительства области обладают:
     Губернатор области;
     Правительство области;
     Законодательное Собрание области;
     органы исполнительной власти области;
     Контрольно-счетная палата Челябинской области;
     Уполномоченный по правам человека в Челябинской области;
     Уполномоченный по правам ребенка в Челябинской области;
     избирательная комиссия Челябинской области;
     органы местного самоуправления.
    Правом на обращение в Уставный суд с запросом о соответствии Уставу области действий (бездействия) губернатора области обладает Законодательное Собрание области.
     Правом на обращение в Уставный суд с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти области или органов местного самоуправления.
     Правом на обращение в Уставный суд с запросом о соответствии Уставу области проекта закона Челябинской области о внесении изменений в Устав области обладают субъекты права законодательной инициативы в Законодательном Собрании области.
     Правом на обращение в Уставный суд с индивидуальной или коллективной жалобой о проверке нормативного правового акта на его соответствие Уставу области обладают граждане и их объединения, юридические лица в случае, если указанный нормативный правовой акт применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде.
     Правом на обращение в Уставный суд с запросом о соответствии нормативного правового акта, подлежащего применению в конкретном деле, Уставу области обладают суды при рассмотрении дела в любой инстанции.
     Также в законе говорится о том, что Уставный суд начинает свою деятельность с момента назначения на должности судей Уставного суда в полном составе.