«Этот день мы приближали, как могли»

9 мая 1945 года – великая дата в истории нашей страны. В этом году мы отмечаем 70-летие Великой Победы. Вклад южноуральцев в её приближение трудно переоценить. Справедливо считается, что «Победа ковалась в тылу». В годы Великой Отечественной войны Челябинская область представляла собой важнейшую часть Уральского экономического региона, ставшего арсеналом фронта, опорным краем всей державы.

И. С. Янгирова, гл. археограф ОГАЧО

 

9 мая 1945 года – великая дата в истории нашей страны. В этом  году мы отмечаем 70-летие Великой Победы. Вклад южноуральцев в её приближение трудно переоценить. Справедливо считается, что «Победа ковалась в тылу».

В годы Великой Отечественной войны Челябинская область представляла собой важнейшую часть Уральского экономического региона, ставшего арсеналом фронта, опорным краем всей державы.

В условиях войны потенциал области – демографический, индустриальный, аграрный, культурный был полностью мобилизован на защиту Родины, на решение сложнейших задач по созданию слаженного военного производства, оказанию всемерной помощи фронту, организации систем жизнеобеспечения и активного функционирования всей тыловой жизни.

В кратчайшие сроки на обслуживание нужд фронта были переведены все отрасли народного хозяйства. В условиях войны экстренным порядком продолжалась индустриализация области, были внесены коррективы в профилирование промышленного производства. Наряду с дальнейшим развитием добывающей и металлургической отраслей создавались новые отрасли промышленности: автомобильная, танковая, электротехническая, станкостроительная и пр.

За годы войны в промышленное строительство области вложили около 5 млрд. руб. (не считая стоимости эвакуированных заводов). Скоростными методами построили более 35 заводов, в том числе Челябинский, Чебаркульский металлургические, Миасский автомобильный, Челябинский трубопрокатный и др. Вступили в строй 6 доменных, 28 мартеновских и электроплавильных печей, 5 коксовых батарей, 8 прокатных и трубопрокатных станов.

Открыли 28 угольных шахт и 4 разреза. Серьезной реконструкции подверглись Челябинская ГРЭС и ЦЭС ММК, сооружены Челябинская ТЭЦ, теплоцентраль ЧМЗ и десятки тепловых и гидроэлектростанций. Система «Челябэнерго» стала ведущей в «Главуралэнерго».

Составной частью создания на Южном Урале слаженного военного хозяйства стала работа по приему, размещению и восстановлению свыше 200 эвакуированных предприятий. Среди них: ленинградский Кировский завод, московский завод  «Компрессор», тульские заводы, выпускавшие оружие и боеприпасы.

Челябинская область принимала, казалось, бесконечные эшелоны с оборудованием эвакуированных предприятий и учреждений. Удивляет, как удавалось размещать их так по-военному четко и  быстро, слажено и в  кратчайшие сроки. Для этого использовались площади действующих предприятий, так Челябинский станкостроительный завод принял эшелоны с оборудованием и людьми Московского завода имени Ленина, Ленинградского Ижорского завода, заводов из Донбасса, Брянска, Николаева, Одессы; Челябинский тракторный завод разместил у себя Ленинградский Кировский и Харьковский моторный заводы; Копейский рудоремонтный завод объединился с эвакуированным из Донбасса Горловским машиностроительным заводом, на основе этих предприятий был создан Копейский машиностроительный завод.

С каждым днем в Челябинскую область прибывали все новые и новые предприятия оборонного значения. Помещений не хватало, приходилось задействовать новые,  неприспособленные площадки – один из заводов наркомата боеприпасов, эвакуированный из Ярославля, разместили в здании бывшего элеватора, завод боеприпасов пришлось развернуть в складском хозяйстве, один из заводов Наркомата вооружения получил производственные площадки в бывшем Доме печати, под патронный завод переоборудовали здание пединститута.

Многие из эвакуированных на Урал заводов стали базой для создания новых предприятий. Вот некоторые из них: в 1941 году на основе эвакуированного оборудования Харьковского радиозавода организовали Каслинский радиозавод «Радий»; Московский автозавод имени И. С. Сталина (ЗИС) послужил фундаментом для  Уральского автозавода в Миассе; Московский завод № 34 Наркомата авиационной промышленности – Троицкому электромеханическому заводу; заводы из Херсона (передвижных электростанций и комбайновый) и завод электромонтажных механизмов из подмосковного г. Пушкино – Челябинскому автомеханическлму заводу; текстильное оборудование из

г. Серпухова Московской области и г. Ярцево Смоленской области – Челябинскому текстильному комбинату; Ленинградский завод «Электросила» и Московский завод «Динамит» – Миасскому заводу специального электрооборудования; Московский завод контрольно-измерительных инструментов – Челябинскому заводу измерительных приборов «Калибр»; оборудование кузнечных цехов завода «Электросталь» – Чебаркульскому металлургическому заводу; Московское предприятие «Дукат» – Челябинской табачной фабрике; прокатный стан трубного завода из Мариуполя – Челябинскому трубопрокатному заводу; Московский автозавод ЗИЛ – Челябинскому кузнечнопрессовому заводу; Ленинградский завод К-4 – Челябинскому заводу оргстекла; Ленинградский завод «Химмаш» – Челябинскому заводу «Строммашина»; предприятия из Москвы, Ленинграда, Одессы – Магнитогорскому калибровочному заводу. Оборудование Нижнеднепровского завода металлических изделий, Солнечногорского сеточного завода и часть оборудования Ленинградского и Московского метизных заводов использовали для создания двух предприятий, которые пустили в 1942 году (в 1954 году объединены в Магнитогорский метизно-металлургический завод).

В годы войны в области были пущены новые предприятия: осенью 1941 года – Челябинская артель «Трикотажник» (в 1960 году преобразована в трикотажную фабрику); в декабре 1941 года выпустило первую продукцию Челябинское предприятие «Сигнал»; в ноябре 1942 года – Челябинский лакокрасочный завод; в апреле 1943 года введена в строй первая очередь Челябинского металлургического завода; в августе 1943 года сдан в эксплуатацию   Челябинский завод автотракторных прицепов.

Эшелон за эшелоном на станцию Челябинск прибывали эвакуированные специалисты, рабочие. В начале войны 145 школьных зданий были переоборудованы под госпитали, рабочие общежития. В общежитиях устанавливали двухъярусные кровати, в квартирах заселяли даже ванные комнаты. После многочисленных «уплотнений» в среднем на человека в Челябинске приходилось  2–2,5 кв. м жилой площади. И все же жилья катастрофически не хватало. Приходилось экстренно строить временное жилье – бараки, землянки и плотно заставлять их двухъярусными нарами.

Из документа за 10 мая 1942 года следует, что 75–80 % молодых рабочих прибывших на завод имени Серго Орджоникидзе не имели одежды, обуви, нательного белья. Полураздетые, голодные подростки работавшие по 12–16 часов в сутки вынуждены были жить в темных, не отапливаемых землянках, больше похожих на пещеры занесенные снегом. Но все понимали, что главное – обеспечить фронт военной техникой, боеприпасами.

         В кратчайшие сроки область была превращена в мощный центр оборонного производства. К середине 1942 года перевод экономики на военные рельсы был завершен. На обслуживание нужд фронта перешли все отрасли народного хозяйства. Военная промышленность резко увеличила выпуск вооружения, боеприпасов, снаряжения. За период войны, не смотря на значительные трудностями, выпуск промышленной продукции в области вырос в 4,5 раза. Выпуск оборонных изделий вырос в 6 раз.

Расширилась номенклатура выпускаемых изделий. Завод имени Колющенко стал выпускать прославленные «катюши», ЧТЗ – танки. Не случайно Челябинск называли Танкоградом, только в 1942 году на ЧТЗ изготовили 2 553 тяжелых танка «КВ» («Клим Ворошилов»), что составило 100 % от их всесоюзного производства и почти вдвое больше, чем весь СССР в 1941 году. За 1942–1945 годы танковый завод дал 8 340 тяжелых танков.

В 1943 году стали выпускать танки серии «ИС» («Иосиф Сталин»). 22 августа 1942 года танкостроители выпустили первый танк Т-34. Для организации массового производства лучшего танка Второй мировой войны – Т-34, заводчанам понадобилось всего 33 дня. С августа 1942 по март 1944 года выпустили 5 677 средних танков Т-34.

За 25 дней танкостроители разработали опытные образцы, провели испытание и запустили в производство самоходную установку СУ-152, которую после битвы на Курской дуге стали называть «зверобоем». В 1943–1945 годах завод изготовил на базе танков «КВ» и «ИС» 5 600 тяжелых САУ (самоходно-артиллерийских установок).

Металлурги освоили выплавку броневой и многих десятков других марок спецсталей, варили их в мартеновских печах.  Феррохром получали в домнах. Броневой лист катали на блюмингах. Златоустовцы внедрили в производство более 170 марок высококачественной стали. Выросла выплавка меди, других цветных металлов, была развернута добыча бокситов и редкоземельных элементов. Единственный в стране Саткинский завод «Магнезит» обеспечивал своими изделиями не только всю советскую промышленность, но и поставлял их союзникам. Несколько месяцев 1942 года Челябинский цинковый завод был единственным в СССР производителем электроцинка и кадмия.

 На долю южноуральских металлургов приходилось 40 % черных металлов, производившихся в стране. Каждый третий снаряд, выпущенный по врагу, был изготовлен из магнитогорской стали, каждый второй танк – одет в магнитогорскую броню. Американский журналист М. Вернер в своей книге «Восточный фронт» констатировал – «Магнитка победила Рур».

С большим напряжением работали транспорт и связь. Южно-Уральская железнодорожная магистраль обеспечивала интенсивные воинские, грузовые, пассажирские перевозки. Кроме того, за годы войны на ЮУЖД было уложено более 300 км новых путей, выстроено около        1 000 новых сооружений.

Выросла горнорудная отрасль. Удвоилась добыча угля и достигла в 1945 году 11,5 млн. тонн.

Производство электроэнергии увеличилось в 2,2 раза, превысив в последний год войны 4 млрд. кВт-час.

Сельское хозяйство области снабжало фронт и тыл продовольствием и сырьем.

На предприятиях рабочих рук катастрофически не хватало. В трудовую деятельность были вовлечены десятки тысяч подростков и пожилых людей. Невероятную физическую и психологическую нагрузку несли на своих плечах женщины. Режим рабочего времени удлинился за счет увеличения продолжительности рабочего дня, внедрения сверхурочных работ, отмены очередных отпусков, нерегулярности выходных дней.

Увеличение выпуска военной продукции шло как за счет интенсификации труда, так и за счет внедрения прогрессивных методов работы, рационализации производства, экономии материальных ресурсов, а также мер по подготовке и обучению рабочих кадров. Широко были распространены различные формы обучения молодых рабочих: стахановские школы, курсы целевой подготовки, курсы подготовки новых рабочих, бригадно-индивидуальное ученичество. Девизом были слова: «Работай так, чтоб от каждой детали фашистские гады на воздух взлетали».

  Небывалый размах и в самых разнообразных формах получило соцсоревнование: стахановцы двухсотники (выполнение планового задания на 200%),  пятисотники (на 500%), двадцатники (исполнение боевых заданий за 20 дней) и др. Широкое распространение получили комсомольско-молодежные бригады, на железной дороге создавались фронтовые паровозные колонны.

В области зародились многие патриотические трудовые почины – фронтовые бригады, фронтовые гвардейские бригады и др.  Их инициаторы: танкостроители Е. П. Агарков и В. В. Гусев, металлурги В. М. Амосов и Г. Е. Бобров, шахтеры Е. И. Подорванова и П. А. Томилов, строители А. С. Динарева и Я. Н. Федоринов, железнодорожники П. А. Агафонов и Ф. А. Лисянский, сельские механизаторы А. Е. Хабарова и     Г. И. Гусев, а также многие другие были известны далеко за пределами области.

Крупный вклад в дело победы внесли ученые и специалисты, объединившиеся в знаменитое «Бронебюро» при ММК, члены «Дома ученых» в Челябинске и других научных организаций. Они разрабатывали новые образцы вооружения, внедряли прогрессивные технологии, занимались поисками рудных и нерудных ископаемых, искали способы эффективного использования природных ресурсов края.

В Челябинскую область, в глубокий тыл, везли тяжело раненных бойцов. Всего в области было развернуто 72 эвакогоспиталя, рассчитанных на 200 тыс. человек.

В нашу область были эвакуированы не только промышленные предприятия, но также: наркоматы (боеприпасов, танковой промышленности, электростанций, строительств и др.); Промбанк; научные учреждения; 15 вузов, десятки техникумов, ремесленных училищ и школ ФЗО; детские дома; театры, архивы и множество других учреждений и организаций. Весной 1942 года в Челябинской области находилось 427 700 эвакуированных.

Горячо откликнулись южноуральцы на призыв включиться в движение «Все для фронта, все для Победы!». Южноуральцы участвовали в сборе теплых вещей, подарков и даже лыж для бойцов Красной армии. За годы войны на фронт было отправлено 613 вагонов с подарками.

Жители области вносили в фонд обороны СССР, на вооружение Красной Армии денежные средства, драгоценности, билеты государственного займа. Только на танковую колонну «Челябинские колхозники» было  собрано свыше 180 млн. руб. Всего южноуральские колхозники пожертвовали на нужды фронта 1 млрд. руб.

Рабочие и служащие Челябинского абразивного завода в январе 1943 года внесли 282 тыс. руб. своих личных сбережений на строительство танков, а в честь 25-годовщины Красной Армии они собрали за один день еще 350 тыс. руб. на строительство эскадрильи самолетов. И так по каждому предприятию, учреждению, колхозу. Не отставали от взрослых и дети. Пионеры 7-го класса школы № 34 собрали на танк «Челябинский пионер» 200 руб. и отдали еще 700 руб., заработанные ими в страду в совхозе.                       

         Жители  области приобретали билеты денежно-вещевых лотерей, помогали семьям фронтовиков и инвалидам войны. Всего через различные формы помощи фронту было внесено свыше 3 млрд. руб.

         В 1944 году вновь обострилась проблема с кадрами. Многие эвакуированные в Челябинскую область квалифицированные рабочие возвращались в свои освобожденные от врага города, а фронт требовал техники и вооружения. Положение спасали различные формы соцсоревнования,  еще шире стало движение многостаночников.

Во время войны и после нее, область, как в целом Урал, стала базой для восстановления экономики и других сторон жизни в районах, пострадавших от оккупации. Южноуральцы активно включились во всенародную помощь освобожденным районам. Она шла по линии государственных предприятий и учреждений, кооперации, общественных организаций и отдельных граждан. Южноуральцы шефствовали над Курской областью и к середине 1944 года направили туда около 800 вагонов с промышленным оборудованием, железнодорожной и сельскохозяйственной техникой, стройматериалами, скотом. Область помогала восстанавливать Сталинград и Донбасс, отправляла эшелоны с помощью на Кубань и Украину, в Белоруссию и Прибалтику. Уральцы из личных запасов посылали домашнюю утварь, обувь, одежду, продовольствие, делясь  тем малым, что у них осталось.

За помощью к челябинцам обращались учреждения культуры и образования, вернувшиеся в свои, разоренные войной города. Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета имени Кирова просил руководство нашей области помочь в восстановлении здания театра. Необходимо было все – от гвоздей и оконного стекла, до трансформаторов и электродвигателей.

В годы войны жители Челябинской области проявили трудовой героизм; многие из них были удостоены государственных наград.

За боевые заслуги ордена и медали получили тысячи южноуральцев; звания Героя Советского Союза были удостоены 90 уроженцев нашей области и 215 человек в разное время проживавших в Челябинской области; полными кавалерами ордена Славы стали 57 человек.

Долгих 1 418 дней южноуральцы на пределе человеческих возможностей трудились, воевали,  мужественно переносили лишения и утраты «…не ради славы, ради жизни на земле…», ради желанной и долгожданной Победы.

 

 

 

Примечания:

1. Челябинский рабочий, 1941–1945 гг.

2. ОГАЧО, ф. Р-220, оп. 1, д. 13, л. 219; оп. 6, д. 3, л. 336; оп. 13, д. 1, л. 138, 287; д. 4, л. 62; д. 5, л. 11; д. 6, л. 196, 210; д. 249, 255, оп. 11, д. 27, л. 82.

3. ОГАЧО, ф. Р-274, оп. 3, д. 1437, л. 94, 91; д. 1492, л. 149; д. 1579, л. 46, 141; оп. 20, д. 20, л. 170, 171.

 4. ОГАЧО, ф. Р-792;

5. ОГАЧО, ф. Р-804, оп.. 16, д. 305, л. 51;

6. ОГАЧО, ф. П-288, оп. 42, д. 23, л. 1652,

7. ОГАЧО, ф. П-915.

8. ОГАЧО, Ф. Р-1061, оп.1, д. 2.

9. ОГАЧО, Ф. Р-1142, оп. 1, д. 195, 200, 203.

10. Челябинская область: Энциклопедия. – Т. 1. – Челябинск, 2008.