На территориях муниципальных образований в южной и центральной части области пожароопасный сезон начинается с 1 апреля, в горно-заводской зоне – с 20 апреля.
Разработан Сводный план тушения лесных пожаров, который согласован с Рослесхозом и утвержден губернатором Челябинской области.
Общая группировка сил и средств составляет более 4 364 человека (лесопожарные формирования, арендаторы лесных участков, подразделения пожарной охраны, силы и средства иных организаций) и 1895 единиц техники.
Приобретенная в рамках нацпроекта «Экология» в 2019-2021 годах техника (199 единиц) закреплена за лесхозами и готова к использованию, в том числе 14 пожарных автомобилей, 69 малых лесопатрульных комплексов, 17 легковых автомобилей повышенной проходимости, 68 колесных и 4 гусеничных тракторов. В этом году заключен контракт еще на 5 малых лесопатрульных комплексов, из областного бюджета выделены средства на 10 гусеничных тракторов.
На пожароопасный период формируются 44 лесопожарные станции, в состав которых входит 107 бригад, и 91 пункт сосредоточения арендаторов лесных участков.
Мероприятия противопожарного обустройства лесов согласованы с Рослесхозом, доведены до исполнителей работ – лесхозов и арендаторов. Ежегодно объемы работ выполняются полностью. Это устройство и реконструкция противопожарных минерализованных полос, строительство и реконструкция дорог противопожарного назначения, профилактические выжигания сухого напочвенного покрова, устройство мест отдыха в лесах, установка аншлагов на противопожарную тематику
Мониторинг будет осуществляться с применением системы космического мониторинга лесных пожаров (ИСДМ-Рослесхоз). При наземном патрулировании - по 311 маршрутам и дежурстве на 37 пожарно-наблюдательных вышках и 33 наблюдательных пунктах.
Систему видеонаблюдения за пожарной обстановкой планируется увеличить до 60 постов.
Председатель комитета по аграрной политике Вячеслав Евстигнеев сделал особый акцент на вопросах профилактики пожаров: необходимо в этот период усилить работу главного управления лесами по информированию населения и хозяйствующих субъектов о мерах предосторожности при обращении с огнем, ведь очень часто причина возникновения лесных пожаров - это «человеческий фактор», когда огонь переходит на лесную территорию с земель иных категорий.
Также комитет по аграрной политике отметил недостаточное финансирование мероприятий по охране лесов от пожаров из средств федерального бюджета и рекомендовал главному управлению лесами продолжить работу с Федеральным агентством лесного хозяйства по увеличению размера субвенций, предоставляемых федеральным бюджетом, для обеспечения необходимой численности лесопожарных формирований.