Продолжаем публикацию материалов к 20-летию Законодательного Собрания Челябинской области.
Выборы в первую областную Думу запомнились большим количеством встреч с избирателями, посещением предприятий области, возможностью общения с широким кругом абсолютно разных людей, в голосе каждого из которых звучали горечь, злость, надежда…
Еще вспоминаются первые пробы избирательных технологий, в моем случае – завораживающий девичий голос, звучащий по радио: «Игорь Белехов! Это – ваш выбор!» Знакомые говорили, что действительно «пробивало»!
И знаменитый мультик «Крылья, ноги и хвосты» вместо проморолика кандидата. Сами себе имиджмейкеры. Но ведь работало! Отношение общества к депутатам первого созыва было скорее уважительно-снисходительным. Мол, ну что вы можете, пятнадцать-то человек. Ну и наверное, все-таки требовательное – избрали, давай работай, чтобы нам жилось хорошо.
Из особо теплых воспоминаний: девочка из Аргаяша очень просила забрать у соседа-алкоголика красивого белого гуся с голубыми глазами, потому что он как напьется, так гоняется за ним по деревне с ножом и грозится сварить. Пришлось гуся у пьяницы купить и подарить девчонке. Сколько радости было у ребенка, не представляете! Да и народ после этого как-то по-другому стал относиться.
Депутатский корпус того созыва запомнился, безусловно, интересными, яркими личностями, каждая из которых не только представляла социум, но и политическую позицию той или иной части населения: промышленников, рабочих, крестьян, интеллигентов. Невозможно забыть колоритного Клюева (первый зампред), политически умудренного и внешне нейтрального Буравлева (зампред), вспыльчивых и прямолинейных Мазуля и Чернобровина, наивную правдоискательницу Подвигину, слаженных, как хороший механизм, промышленников Белошицкого, Прокудина, Скворцова, законника-бузотера Жмаева, рассудительного Соломаткина, добродушного Сподаря и безусловного мудреца-лидера Давыдова. Несмотря на явное преимущество существующей власти и возможность административного давления, выборы показали наличие достаточно весомой доли граждан, поддерживающих старый советский строй. Это было очевидно и в раскладе сил в Думе – 50 на 50. И управлять таким составом мог не просто исполнитель воли правящей власти, а человек, способный найти разумный компромисс. Таким человеком и стал Виктор Федорович Давыдов.
Как таковых фракций тогда не было. Однако наивно полагать, что депутаты действовали сами по себе. Союз промышленников и предпринимателей области сплотил депутатов-промышленников, а бывшие руководители советов и исполкомов объединились сами, прекрасно владея навыками политических игр и будучи явными избранниками народа.
С особой нежность отмечу работу в Думе первого созыва Раисы Михайловны Подвигиной – женщины, самостоятельно прошедшей горнило выборов и ставшей своеобразным символом толерантности среди вечно воюющих мужчин.
Заседания Думы были возможностью каждого, а особенно оппозиции власти, обратить на себя внимание. Иногда это было просто «выступление ни о чем на публику», иногда открытый демарш против принятия важных документов. Так что страсти кипели порой нешуточные, а если вспомнить, что голоса делились практически поровну… В общем, нервишек друг другу и властям попортили мы изрядно. С непопулярными решениями было, по-моему, достаточно просто: поддерживающих и понимающих необходимость таких решений всегда было большинство.
Что касается законотворчества Думы новейшей истории Южного Урала, то тут прав Тит Ливий: «Законы, которые во время мира изданы, большей частью отменяет война, а которые изданы во время войны, отменяет мир». По-моему, точнее не скажешь. Поэтому кроме Устава области и закона о гимне и флаге, заслуживающего большего внимания, пожалуй, ничего и нет.
А из совершенных новаций, если не вспоминать бытие до 1917 года, конечно, программа развития рынка ценных бумаг. Во-первых, потому что и мой скромный труд в нее вложен, во-вторых, товарищи, с которыми над ней работали, надеюсь, навсегда мои соратники и лучшие друзья, а в-третьих, без ложной скромности, уникальный труд. С этой программы, как с кальки, буквально сняты многие впоследствии федеральные новации на финансовом рынке России