19 июня законодательная инициатива Законодательного Собрания Челябинской области по усилению ответственности за использование труда иностранных работников принята Госдумой РФ в виде поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в третьем чтении.
Напомним, что законодательная инициатива южноуральских депутатов поступила в Госдуму в декабре 2014 года. Большая работа по продвижению законопроекта была проделана депутатом Госдумы от Челябинской области Дмитрием Вяткиным в сотрудничестве с федеральной миграционной службой. В первом чтении законопроект носил достаточно рамочный характер. Особенно пришлось поработать авторам законопроекта над поправками ко второму чтению.
Принятый федеральный закон не только усилит ответственность за использование труда иностранных работников, но и будет способствовать оптимизации распределения трудовых ресурсов, позволяя решить проблему вытеснения российских граждан из ряда сегментов рынка труда.
Принятый федеральный закон включает в КоАП РФ составы следующих административных правонарушений:
1. За осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности) – административный штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
2. За нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства срока обращения за внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу или патенте, либо необращение иностранного гражданина или лица без гражданства за внесением указанных изменений, если такое обращение требуется в соответствии с федеральным законом – административный штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей.
3. За привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности) – административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 25 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 250 000 до 800 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Таким образом, административная ответственность устанавливается как для самих работников, так и для их работодателей.
Что касается поправок в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», то они требуют обращения трудовых мигрантов в региональные подразделения федеральной миграционной службы при изменении в течение срока действия разрешения на работу фамилии, имени или отчества иностранного гражданина или реквизитов документа, удостоверяющего его личность на территории РФ. В ФМС иностранные работники также должны будут обращаться при необходимости осуществления трудовой деятельности, не указанной в патенте или разрешении на работу, для внесения необходимых изменений.