Александр Анатольевич, Вы являетесь председателем комитета по экологии и природопользованию Законодательного Собрания Челябинской области уже второй созыв. Над решением каких вопросов работал комитет в 2014 году?
В 2014 году комитет по экологии и природопользованию провёл 13 заседаний, на которых рассмотрено 48 вопросов, подготовлены и приняты 12 законов и 34 постановления Законодательного Собрания. Кроме того, по представлению комитета принято 2 решения президиума Законодательного Собрания. Члены комитета активно участвовали в процессе стратегического планирования Челябинской области и бюджетном процессе, проведении рабочих групп и совещаний по подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области.
На протяжении всего созыва наиболее важными в деятельности комитета остаются вопросы совершенствования законодательства в сфере охраны окружающей среды и обеспечения пожарной безопасности в области, улучшения состояния водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, и очистных сооружений канализации Челябинской области, социальной защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий, рассмотрение вопросов, связанных с развитием минерально-сырьевой базы Челябинской области.
В связи с изменением экономической ситуации в стране происходят сокращения статей расходов бюджетов разных уровней. Не «урезали» бюджет на экологию в 2015 году?
Сохранение природы и улучшение окружающей среды остаются одними из приоритетных направлений в деятельности руководства области. Отрадно, что в прошедшем году в ходе исполнения бюджета финансирование некоторых направлений увеличилось на 14 миллионов рублей. Но и в условиях напряженного бюджета 2015 года экологические вопросы будут профинансированы.
Так, для реализации мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в Челябинской области пока в бюджете на 2015 год заложено финансирование в сумме более 279 миллионов рублей (в 2014 году она составила 335,8 миллионов рублей), на обеспечение пожарной безопасности – 439,8 миллионов рублей (в 2014 году – более 444 миллионов рублей).
Несмотря на сложности наполнения бюджета в будущем году, в нем заложено увеличение средств для выполнения программы «Чистая вода на территории Челябинской области на 2010–2020 годы». Финансирование программы из областного бюджета в 2015 году – чуть более 57 миллионов рублей (в 2014 году – 40 миллионов рублей).
К сожалению, остро стоит задача по привлечению федеральных средств на выполнение мероприятий программы. Вызывает обеспокоенность и сокращение средств на ремонт и реконструкцию гидротехнических сооружений - плотин, шлюзов на реках, водозаборных башен, - используемых для водоснабжения населенных пунктов в Челябинской области, так как не выделены средства федерального бюджета.
Изменения коснулись финансирования мероприятий программы по преодолению последствий радиационных аварий на ПО «Маяк»: в бюджете на 2015 год финансирование из областного бюджета не запланировано, но будет производиться из средств, полученных от Госкорпорации «Росатом». Необходимо завершить в рамках выполнения программы строительство первой очереди газопровода (23,8 км) в селе Татарская Караболка Кунашакского муниципального района.
В бюджете на 2015 год оказались не предусмотрены средства областного бюджета на геологическое изучение недр по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых. И это, безусловно, серьёзно притормозит развитие минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых в Челябинской области. А ведь только налог от добычи общераспространенных полезных ископаемых принёс в прошлом году в областной бюджет 147,8 миллионов рублей. Убеждён, что на геологоразведку можно было выделить 3–4 миллиона рублей.
Среди актуальных направлений в работе комитета Вы назвали охрану окружающей среды и здоровья населения. Ситуация со смогом вызвала волну вопросов к природоохранным ведомствам. Вопросы охраны атмосферного воздуха находятся в зоне внимания комитета?
Комитет регулярно рассматривает информацию о состоянии атмосферного воздуха на территории Челябинской области и выполнении мероприятий по улучшению его качества. И мы отмечаем стойкую тенденцию снижения выбросов, сложившуюся в последние годы.
Количество предприятий, работающих с разрешениями на сверхнормативные выбросы, по состоянию на начало 2014 года сократилось до трёх, на конец года до одного – а три года назад их было 10. На очистных сооружениях предприятий области улавливается до 85 процентов загрязняющих веществ. Но общий объем выбросов от всех источников еще достаточно велик – более 943 тысяч тонн.
Здесь нужно отметить, что выбросы от автотранспорта составляют более 274 тысяч тонн – это около 30 процентов от общего количества! Из года в год количество автотранспорта на дорогах области возрастает. И эта проблема требует действительно серьёзного решения – причём в масштабах всей страны.
В области регулярно ведётся работа по получению данных о фактическом загрязнении атмосферного воздуха в зонах влияния предприятий, достигших предельно допустимых выбросов, регулирование выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий в 10 городах области, мониторинг атмосферного воздуха на 15 стационарных постах государственной сети наблюдения.
В отличие от ситуации с выбросами от автотранспорта вложения в очистные сооружения на действующих предприятиях и строительство новых технологических производств, обеспеченных полным комплексом природоохранных объектов, даёт свои результаты - идет планомерное снижение воздействия на окружающую среду. Но проблема эта остается еще очень острой. На последнем заседании комитета было принято решение рассматривать вопрос о состоянии атмосферного воздуха в Челябинске ежемесячно.
Нельзя обойти и проблему бытовых и промышленных отходов. Что делается в этом направлении в Челябинской области?
Действительно, переработка промышленных и бытовых отходов и их вторичное использование - задача, требующая скорейшего решения. На начало 2014 года на территории Челябинской области накоплено более 3247 миллионов тонн отходов. Это на 27 миллионов тонн отходов больше, чем образовалось годом ранее. Общая площадь земель, занятых промышленными отходами, составляет 10 521 га. За год она увеличилась почти на 390 га. И это серьёзная проблема.
Чтобы повысить заинтересованность предприятий в переработке отходов, стимулировать внедрение малоотходных технологий, Законодательным Собранием в конце 2012 года был принят Закон Челябинской области «Об отходах производства и потребления», в котором были прописаны меры экономического стимулирования для предприятий, внедряющих новые инновационные технологии переработки промышленных и бытовых отходов. Уже сейчас на всех промышленных предприятиях металлургического комплекса организована переработка вновь образуемых промышленных отходов, что позволяет снижать негативное воздействие на окружающую среду от их размещения.
Безусловно, процесс утилизации и переработки отходов производства многозатратный, и одним предприятиям с этой задачей не справиться. Мы надеемся на помощь государства – в виде разработки федеральной программы по переработке отходов производства.
С 2015 года вступают в силу изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», в соответствии с которыми для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы. Это открывает перед металлургами нашего региона дополнительные возможности для ликвидации шлаковых отвалов предприятий.
Ситуация с твёрдыми бытовыми отходами достаточно сложная. Значительной экологической проблемой являются свалки бытовых отходов и отсутствие полигонов для их размещения. В Челябинской области, например, только 46,8 процентов домовладений охвачены централизованным сбором – это значит, что больше половины населения области сваливают мусор, где придётся! А статистика неумолима: ежегодно количество отходов увеличивается на 1–2 процента.
Работа по решению проблемы размещения отходов в области ведётся: за прошедший год завершено строительство двух полигонов ТБО: в Карабаше и посёлке Полетаево; проводились проектные и изыскательные работы для полигонов в Челябинске, Магнитогорске, в Нязепетровском и Увельском районах.
Комитет уже работает над подготовкой изменений в областной закон «Об отходах производства и потребления». Как правило, отходы, накопленные на полигонах, свалках, хвостохранилищах, перерабатывается частично. В декабре прошлого года были внесены существенные изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Теперь Законодательное Собрание должно «подкорректировать» аналогичный областной закон.
Следует также отметить, что с 2015 года производители и импортеры товара или продукции должны обеспечить их утилизацию или уплатить экологический сбор в бюджет Российской Федерации. Средства этого сбора будут расходоваться в виде субсидий субъектам РФ на софинансирование региональных программ в области обращения с отходами, подготовку проектной документации по строительству объектов для утилизации и обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
Вода как источник жизни, дефицитный ресурс и опасная стихия всегда была в сфере пристального внимания комитета по экологии. Что сделано за прошедший год в вопросах водообеспечения области?
Выполнены реконструкция гидротехнического сооружения Нязепетровского водохранилища и гидроузла Мало-Тесьминского водохранилища, приведены в безопасное состояние гидротехнические сооружения Симского водохранилища на реке Сим, продолжены работы по капитальному ремонту сооружений Миньярского водохранилища, проведены проектно-изыскательские работы по реконструкции Верхне-Кыштымского водохранилища.
Комитетом вместе с Министерством экологии продолжается работа по обследованию безхозяйных гидросооружений, расположенных на территории Челябинской области, и принятию их муниципальными образованиями в собственность. Имеющие хозяина объекты уже не будут представлять угрозу – следить за их состоянием будут собственники.
В 2014 году приняты в муниципальную собственность 5 ГТС в Кизильском, Кусинском и Уйском районах. На начало 2015 года остаются безхозяйными 19 гидротехнических сооружений (в 2007 году их было 79), из которых 12 расположены на территории Чесменского муниципального района.
Сократилось количество ГТС, представляющих опасность для населения и объектов экономики Челябинской области в случае возникновения аварийной ситуации, со 107 ГТС в 2007 году до 85 ГТС в 2014 году (44 процента от общего количества ГТС в 2014 году). Так что работа в этом направлении предстоит ещё большая.
За прошедший год увеличена на 1,28 км протяженность сооружений инженерной защиты и берегоукрепления в Усть-Катавском городском округе, Ашинском и Нязепетровском муниципальных районах, что позволит обезопасить от негативного воздействия вод жизнь и дома 257 человек.
К сожалению, начаты, но не выполнены в полном объёме работы по строительству защитной дамбы на реке Сим в городе Аше, т.к. из федерального бюджета не получены средства в сумме 8,2 млн.руб.
Ремонт и реконструкция ГТС, которым зачастую уже около полувека – это вопрос сохранения жизни людей, недопущения затопления и разрушения жилых домов, предприятий и сельхозугодий. Вместе с министерствами области мы будем продолжать работу по привлечению средств для решения вопросов, связанных с безопасностью ГТС и предупреждению аварий в сфере водообеспечения.
Ежегодно комитет держит на контроле ситуацию с обеспечением безаварийного пропуска весеннего половодья и паводков на территории Челябинской области. В 2014 году был создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на сумму 52,0 млн. рублей, выполнены мероприятия, направленные на обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод в городах Нязепетровске, Катав-Ивановске, Юрюзани и в Коркинском городском поселении. Благодаря принятию противопаводковых мер весна 2014 года прошла без аварий на водных объектах.
Замечу, что регулирование пропуска паводковых вод – вопрос не только безопасности, но и качества питьевой воды на территории Челябинской области -ведь все мы знаем, как меняется «на вкус» водопроводная вода весной.
Для предотвращения загрязнения водных объектов сбросами хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод в рамках областной государственной программы «Чистая вода» в 2014 году были проведены работы по устранению свалки ТБО, расположенной в пойме реки Сак-Элга в Карабашском городском округе; а также разработан проект строительства ряда объектов, снижающих влияние загрязнённого стока с территории Карабаша на качество воды Аргазинского водохранилища.
Пожарная безопасность остаётся в ведении комитета по экологии. Расскажите, что сделано за последний год для предотвращения ЧС в этой сфере?
Для обеспечения пожарной безопасности в Челябинской области из средств областного бюджета по программе «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности Челябинской области» в прошедшем году была выделена сумма 24 млн. рублей. На эти средства введено в эксплуатацию пожарное депо в поселке Полетаево Сосновского района, которое обеспечивает защиту 18 населенных пунктов с населением более 15 тысяч человек, проведен ремонт 18 пожарных депо в городах Копейск, Кыштым, Троицк, Чебаркуль, Челябинск, Юрюзань, в Верхнеуфалейском городском округе, Еманжелинском, Карталинском, Пластовском, Саткинском, Троицком, Чебаркульском муниципальных районах.
В 2014 году были созданы две новые пожарные части в Кунашакском районе, которые защищают от огня 14 населенных пунктов с населением более 5 тысяч человек. В 2015 году планируется создать три новых подразделения.
В течение года комитетом были одобрены изменения в два закона области, которые направлены на повышение правовой и социальной защиты пожарных и членов их семей. Так, в соответствии с Законом «О пожарной безопасности в Челябинской области» работникам областной противопожарной службы, достигшим возраста 50 лет и имеющим стаж работы в государственной противопожарной службе не менее 25 лет, предусмотрена социальная поддержка в виде ежемесячной денежной выплаты.
Добавлю, что по данным Главного управления МЧС России, в Челябинской области 285 общественных объединений добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных – 16903 человек. В 2014 году добровольные пожарные приняли участие в тушении 632 пожаров, в том числе 154 пожара потушили самостоятельно, при этом спасли 14 человек.
Александр Анатольевич, как реализуются мероприятия, направленные на улучшение качества жизни людей, пострадавших от радиационного воздействия?
Актуальные вопросы, связанные с последствиями радиационных аварий, как для окружающей среды, так и для человека непосредственно, с обеспечением радиационной безопасности населения Челябинской области, а также вопросы социальной защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий находятся под контролем депутатов-членов комитета по экологии и природопользованию.
В 2014 году жителям Челябинской области, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварий на ПО «Маяк», выдан 61 государственный жилищный сертификат на сумму 134,4 млн.рублей.
В рамках исполнения подпрограммы «Преодоление последствий радиационных аварий на производственном объединении «Маяк» и обеспечение радиационной безопасности Челябинской области» на 2014–2016 годы на строительство объектов инженерной и дорожной инфраструктуры на пострадавшей от аварий территории было выделено 92, 4 млн.рублей.
В 2015 году 32,4 млн. рублей планируется направить на строительство внутрипоселковых дорог в селе Русская Теча Красноармейского района.
В соответствии с Федеральной целевой программой «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года», которая реализуется в 19 субъектах Российской Федерации, на территории Челябинской области в Кунашакском районе завершены работы по строительству водопроводных сетей в селе Большой Куяш протяженностью 27,9 км, велось строительство газопровода в селе Татарская Караболка (уложено 7,2 км газовых сетей); проведены комплексные радиационно-гигиенические обследования и выполнены расчеты доз облучения населения в 16 населенных пунктах Челябинской области, проведены медицинские обследования 900 человек, в том числе 260 детей, входящих в группы радиационного риска.
Процесс развития страны - и Челябинской области в том числе – должен двигаться по пути гармонизации интересов развития экономики и требований экологической безопасности.
Учитывая, что тема экологии в регионе является наболевшей и злободневной, для решения возникающих острых вопросов и среднесрочных задач, связанных с сохранением природных ресурсов и обеспечением благоприятных условий для жизни жителей региона, необходимо привлечь весь депутатский корпус. Думаю, депутаты будут подключаться к проведению экологических рейдов и мониторинга состояния окружающей среды в своих округах.
Привлечение широкой общественности также будет способствовать эффективному решению экологических проблем области, ведь ни для кого не секрет, что искажённая информация и экологическая неграмотность создают в обществе напряжение, подчас не имеющее никаких объективных оснований. Поэтому важно найти формы и способы непредвзятого информирования людей о реальном положении дел в сфере экологии.