Исполнение закона «О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области» стало основным вопросом на заседании комитета по экономической политике

Было отмечено, что стимулирование инновационной деятельности осуществляется через развитие инновационной инфраструктуры, финансовую поддержку, взаимодействие с федеральными институтами развития и обучение специалистов, вовлеченных в инновационную деятельность.

Было отмечено, что стимулирование инновационной деятельности осуществляется через развитие инновационной инфраструктуры, финансовую поддержку, взаимодействие с федеральными институтами развития и обучение специалистов, вовлеченных в инновационную деятельность.

В прошлом году в Челябинской области стартовал уникальный формат поддержки проектов – МВФ «Территория бизнеса», на площадке которого ведут работу Фонд развития промышленности Челябинской области и Региональный центр инжиниринга.

Для оказания имущественной поддержки начинающим предпринимателям в Челябинске, Магнитогорске, Озерске и Снежинске работают бизнес-инкубаторы, на площадях которых в 2017 году действовало 123 стартапа.

Инновационная структура действует в ЮУрГУ (Научно-образовательный центр «Материаловедение и нанотехнологии», ЧелГУ (Центр коллективного пользования «Наукоемкие технологии», МГТУ (Научно-исследовательский институт наносталей).

Кроме того, действует Соглашение о сотрудничестве с Фондом «Сколково» и Фондом содействия инновациям. Статус резидента «Сколково» присвоен 9 инновационным компаниям из Челябинска, Озерска, Снежинска и Миасса.

Реализуется трехсторонний протокол о сотрудничестве с РОСНАНО. Профинансированы проекты: «Русский кварц» (производство в Кыштыме высокочистых кварцевых концентратов) и «Этерно» (выпуск в Челябинске соединительных деталей трубопроводов с использованием наноструктурированных материалов).

Российская венчурная компания включила Челябинскую область в десятку субъектов РФ, где будет разрабатываться региональная модель Национальной технологической инициативы. 

Вместе с достижениями в развитии инновационной сферы есть и проблемы. Так, в нашем регионе с 2008 года действовали технопарки, которые собирали на своих площадках большое количество малых и микропредприятий, которые могли работать на территории технопарков с меньшими затратами. В настоящее время в области нет ни одного технопарка с инновационными предприятиями. Между тем количество таких предприятий растет – сегодня их около 200, но они все разгруппированы и не объединены едиными нормами и видами стимулирующей поддержки.

«Для инновационных технопарков действовало две основные льготы – по налогу на прибыль и по налогу на имущество, - отметил председатель комитета по экономической политике Константин Захаров. - Субъекты, которые были зарегистрированы в качестве технопарков, имели существенные послабления по этим налогам и предоставляли по сниженной арендной ставке свои площади и ресурсы для субъектов инновационной деятельности. В нашем законе также заложена такая льгота, как инновационный налоговый кредит, который бы хотелось применить непосредственно к субъектам инновационной деятельности. Сегодня, например, у машиностроительных предприятий, которые выпускают продукцию высокого передела, собственных источников для развития инноваций не так много, и такая форма поддержки, как инновационный кредит, инновационный налоговый вычет внесли бы очень существенный вклад в развитие отрасли. Но сегодня существуют объективные и субъективные причины, которые не дают возможность исполнительным органам власти применить в полной мере эти положения закона, поэтому на заседании комитета мы договорились о том, что будет создана рабочая группа в составе предпринимателей, которые занимаются инновационной деятельностью, представителей органов исполнительной власти и депутатов и, если необходимо, будут разработаны изменения в действующее законодательство и программу поддержки бизнеса в вопросах инновации».