Итоги деятельности Законодательного Собрания Челябинской области в 2009 году

Итоги работы Законодательного Собрания Челябинской области в 2009 году: приоритетными направлениями законотворческой работы стали вопросы государственного строительства, экономической политики и реализации антикризисных мер, проведение социальной политики, совершенствование бюджетного, налогового и финансового законодательства применительно к текущей экономической обстановке.

Приоритетными направлениями законотворческой работы в 2009 году стали вопросы государственного строительства, экономической политики и реализации антикризисных мер, проведение социальной политики, совершенствование бюджетного, налогового и финансового законодательства применительно к текущей экономической обстановке.
В 2009 году депутатами Законодательного Собрания было принято 187 законов области и 580 постановлений.

Бюджет и налоги
Принятие основного финансового закона на предстоящий год – Закона «Об областном бюджете на 2010 год» осуществлялось в сложной социально-экономической ситуации, при снижении налоговых поступлений. Вместе с тем, необходимо было обеспечить возросший уровень социальной поддержки жителей области за счет проведения индексации ежемесячного пособия на ребенка, а также передачи дополнительных расходов на оздоровление и отдых детей, которые до 2010 года осуществлялись из бюджета ФСС РФ. Бюджет был сформирован с дефицитом, источником покрытия которого предусмотрены остатки финансовых средств на начало года и кредиты федерального бюджета.

В области законодательства, государственного строительства и местного самоуправления

В течение 2009 года в Челябинской области полностью сформирована законодательная база противодействия коррупции.
В частности, приняты законы области «О противодействии коррупции в Челябинской области», «О резерве управленческих кадров Челябинской области», внесены необходимые изменения в законы области, которые касаются вопросов прохождения государственной и муниципальной службы, в Регламент Законодательного Собрания.
До 1 июля 2009 г. была проведена антикоррупционная экспертиза всех действующих законов области и постановлений Законодательного Собрания. Все выявленные коррупциогенные факторы устранены. В настоящее время в плановом порядке проводится антикоррупционная экспертиза проектов законов области и постановлений Законодательного Собрания. Более того, внедряется независимая экспертиза.
В октябре 2009 г. Законодательным Собранием были приняты законы Челябинской области «О внесении изменений в Закон Челябинской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области» и «О внесении изменений в статью 15 Закона Челябинской области «Об охране и защите прав детей в Челябинской области» и в статью 9 Закона Челябинской области «Об административных правонарушениях в Челябинской области. Среди населения эти законы получили названия – «О комендантском часе».
Основная идея указанных законов – не допустить нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет с 22 до 6 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет с 23 до 6 часов в общественных местах без сопровождения родителей или лиц, их заменяющих.

В области промышленной политики, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи

Особое внимание депутаты уделили реализации антикризисных мероприятий в Челябинской области, в первую очередь в промышленном комплексе, в сфере занятости населения на предприятиях промышленности, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи. Информация об антикризисных мерах регулярно рассматривалась на заседаниях комитета совместно с представителями органов исполнительной власти Челябинской области.
В результате было оказано содействие в получении реальных мер государственной поддержки предприятиям области, в первую очередь системообразующим – в виде государственных гарантий по кредитам, а также государственных субсидий на возмещение части процентной ставки по полученным кредитам. Благодаря принятым мерам жизненно важные кредитные ресурсы удалось привлечь таким значимым для развития области предприятиям, как ООО «ЧТЗ-Уралтрак», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «ММК» и другие. Реализованы важные инвестиционные проекты, самый крупный из них – Стан-5000 на Магнитогорском металлургическом комбинате.
Депутаты провели работу с объединениями работодателей Челябинской области по привлечению предприятий области к участию в областной целевой программе по организации оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства, опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения. В результате выполнения программы в 2009 году направлены на общественные работы 83 тыс. человек, на временную занятость (стажировка выпускников) на предприятиях области – 1,5 тыс. выпускников, заключены договоры с предприятиями на субсидирование опережающего обучения 14 тыс. человек, из них направлено на обучение 12,4 тыс. человек.
Депутаты приняли активное участие в разработке областной целевой программы повышения энергетической эффективности экономики и сокращения энергетических издержек в бюджетном секторе. Реализация программы позволит снизить энергоемкость валового регионального продукта на 40 %, что позволит сэкономить порядка 55 млн. тонн условного топлива, повысить конкурентоспособность нашей продукции, снизить затраты бюджетной сферы на оплату энергоресурсов, улучшить экологическую обстановку в области.
В целях повышения безопасности осуществления пассажирских перевозок и качества предоставляемых услуг принят Закон Челябинской области «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам на территории Челябинской области». Законом устанавливается отбор перевозчиков на конкурсной основе, что позволит ограничить допуск к пассажирским перевозкам недобросовестных и неподготовленных перевозчиков.

В области строительства, жилищно-коммунальной политики и дорожного хозяйства

Одними из приоритетных направлений деятельности депутатов в сфере строительства являются вопросы обеспечения жильем жителей Челябинской области. Действует областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Челябинской области на 2008–2010 годы. Несмотря на сложившуюся в регионе экономическую ситуацию, в 2009 году получили возможность улучшить свои жилищные условия 447 молодых семей и 530 работников бюджетной сферы.
В целях уменьшения стоимости одного квадратного метра жилья в Челябинской области комитетом рассматривались вопросы ценообразования в строительстве, снижения расходов подрядных организаций на подключение и присоединение к объектам коммунальной инфраструктуры. Депутатами были подготовлены и переданы в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области соответствующие предложения.
Несмотря на резкое сокращение объёмов финансирования в дорожной отрасли, ремонтируются и строятся дороги, обеспечивается бесперебойное и безопасное движение на автомобильных дорогах. Комитетом ведётся постоянная работа по привлечению дополнительных финансовых средств из федерального бюджета в бюджет Челябинской области для сохранения кадрового и производственного потенциала в дорожном хозяйстве. Дополнительно в августе текущего года было выделено 525 млн рублей, в том числе бюджетный кредит в сумме 53,5 млн рублей. Освоение данных средств позволило ввести в эксплуатацию 15,3 км автомобильных дорог, 2 моста протяженностью 173,3 п.м. и отремонтировать 20,5 км автомобильных дорог. Благодаря этому введена в эксплуатацию двухуровневая транспортная развязка в разных уровнях на пересечении «Обход г. Челябинска» с автомобильной дорогой «Байкал М-51». Объект является завершающим этапом строительства автомобильной дороги «Обход г.Челябинска».
Из-за уменьшения финансирования дорожной отрасли дороги скоро станут ненадлежащего качества и понадобятся большие средства на их ремонт. В связи с этим депутаты Законодательного Собрания инициируют возродить дорожные фонды для сбора финансовых средств на нужды дорожного хозяйства и для формирования целевого источника финансирования.
В рамках реализации на территории Челябинской области Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» приняты областная адресная программа «Капитальный ремонт многоквартирных домов» в Челябинской области на 2008–2011 годы и две областные адресные программы по переселению в 2008–2009 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области.
В течение 2009 года депутаты Законодательного Собрания принимали активное участие в осуществлении контроля за проведением капитального ремонта. В Законодательном Собрании была организована «горячая линия», по итогам которой были проведены проверки управляющих организаций по использованию бюджетных средств.
Подготовлена законодательная инициатива в Государственную Думу о внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях определения порядка использования процентного дохода по денежным средствам, находящимся на целевых банковских счетах, а также установления запрета на списание денежных средств с целевых счетов в пользу третьих лиц.

В области экономической политики

В сложный кризисный год Законодательным Собранием были разработаны и приняты законы, обеспечивающие имущественную поддержку малого бизнеса и позволяющие снизить налоговую нагрузку на малые и средние предприятия. Так, например была снижена с 15 до 10 % налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих приоритетные виды деятельности.
С 1 января 2010 г. в Челябинской области вводится упрощенная система налогообложения на основе патента. Согласно принятому в 2009 г. закону, индивидуальные предприниматели, желающие заниматься любым из установленных 69 видов деятельности могут купить патент на любой срок от 1 до 12 месяцев и не платить больше никаких налогов, не сдавать декларацию. Воспользоваться патентом смогут индивидуальные предприниматели, работающие самостоятельно или имеющие наемных работников не более 5 человек. В кризисное время, когда многие южноуральцы попали под сокращение, очень важно дать им возможность переквалифицироваться и открыть собственное дело.
Знаковым событием для Законодательного Собрания области стало принятие Закона «Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве», который призван стать эффективным инструментом привлечения частных инвестиций для реализации крупных инфраструктурных проектов в области и позволит активнее реализовать инвестиционные возможности нашего региона.

В области экологии, природопользования и чрезвычайных ситуаций

В целях законодательного обеспечения антикризисных мер в сфере недропользования направлено обращение в Правительство России c просьбой рассмотреть вопрос о передаче субъектам Российской Федерации всех полномочиий по решению вопросов, связанных с предоставлением участков недр, содержащих общедоступные полезные ископаемые (ОПИ); зачислении в бюджеты субъектов РФ платы за геологическую информацию по ОПИ, а также 60 % от платежей, уплачиваемых победителями аукционов и конкурсов. Этот процент аналогичен распределению налога на добычу полезных ископаемых между областным и федеральным бюджетами. Минприроды России поддержало необходимость изменения федерального законодательства в сфере недропользования.
В 2009 году принята областная программа «Чистая вода». В 2010 году на ее реализацию запланировано выделить из областного бюджета 100 млн рублей, а до 2020 года планируется направить 31 млрд рублей. Программой предусмотрено строительство новых очистных сооружений, модернизация существующих и другие мероприятия. Это позволит значительно улучшить качество питьевой воды, подаваемой населению, и сократить загрязнение наших водных объектов.
В Законодательное Собрание поступают многочисленные обращения по ускорению принятия проекта федерального закона прямого действия, направленного на социальную поддержку граждан, пострадавших вследствие аварий на ПО «Маяк». Проект федерального закона разработан Министерством здравоохранения и социального развития РФ при участии министерств Челябинской области. Действующий федеральный закон по социальной поддержке граждан, пострадавших от радиационных инцидентов на Южном Урале носит отсылочный характер к Чернобыльскому закону и не позволяет в полной мере учесть специфику вреда, причиненного населению Южного Урала. В результате сложилась практика, при которой социальная поддержка гражданам, пострадавшим на Южном Урале, предоставляется в меньшем размере, чем пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Первоначально работу над проектом федерального закона планировалось закончить к 1 ноября 2008 года, но его согласование в федеральных органах ведется около полутора лет и не завершено до настоящего времени. В связи с этим, Законодательным Собранием подготовлено обращение в Правительство России об ускорении внесения в Государственную Думу этого проекта федерального закона.
Также депутаты обратились в Государственную Думу с просьбой разработать проект федерального закона, предусматривающий уравнивание (повышение) размеров денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление гражданам, пострадавшим от радиационных инцидентов. Сложилась ситуация, при которой часть граждан получает эти денежные компенсации в повышенных размерах по решениям суда, а остальные граждане – в размерах, установленных Чернобыльским законом. Сейчас в Челябинской области проживает 23 540 человек граждан, пострадавших от радиационных аварий.

В области аграрной политики и земельных отношениях

Целый ряд нормативно-правовых актов в этом году принят депутатами по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
В целях эффективного использования сельскохозяйственных угодий Закон Челябинской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области» дополнен новыми статьями, устанавливающими порядок проведения согласительных процедур по спорам между участниками долевой собственности о местоположении земельного участка, выделяемого в счет земельной доли и о финансировании расходов на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в государственную собственность Челябинской области.

В области молодежной политики

2009 год был объявлен Президентом России Годом молодежи. Несомненно, это придало новый импульс всей той разноплановой деятельности Законодательного Собрания по поддержке молодого поколения. В центре внимания депутатов в нынешнем году находилось решение проблем, связанных с реализацией потенциала молодых людей, с поддержкой их инициатив.
Законодательное Собрание провело Форум молодежи Челябинской области, который собрал самых активных представителей молодого поколения. В рекомендациях Форума отразились конкретные предложения органам государственной власти и местного самоуправления, молодежным общественным структурам, средствам массовой информации, бизнес-сообществу и профсоюзам по совершенствованию региональной политики содействия самореализации молодого поколения.
В 2009 году новый импульс получила деятельность молодежных формирований, созданных в Законодательном Собрании, – Общественной молодежной палаты, Молодежного регионального собрания депутатов.
Говоря о Годе молодежи, считаем, что одним из его наиболее ярких событий стало принятие по инициативе депутатов Законодательного Собрания Закона «О содействии занятости выпускников образовательных учреждений профессионального образования в Челябинской области». Не секрет, что в нынешних ситуациях именно молодежь оказалась на рынке труда в достаточно сложном положении, и наша обязанность оказать всестороннюю поддержку молодым в выходе из этой сложной жизненной ситуации.

В области социальной политики

В этом году удалось решить многие важные социальные вопросы.
Для исполнения социальных гарантий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, на протяжении 2009 года Законодательным Собранием постоянно проводился мониторинг ситуации по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Следует отметить, что федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», позволяющий улучшить жилищные условия ветеранов независимо от даты постановки на учет, принят Федеральным Собранием и направлен Президенту РФ на подписание. В настоящее время Законодательное Собрание приступило к разработке нормативных правовых актов для приведения законодательства Челябинской области в соответствие с федеральным. Также ведется работа по сбору информации о нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранах, вставших на учет после 1 марта 2005 г.
В связи с многочисленными обращениями граждан и органов местного самоуправления о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство в части продления срока окончания приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, депутаты Законодательного Собрания обратились в Государственную Думу предусмотреть продление срока безвозмездной передачи жилья в собственность граждан до 1 марта 2013 года.
Одним из важнейших вопросов остается вопрос перехода органов социальной защиты населения и предприятий жилищно-коммунального комплекса Челябинской области к предоставлению отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в денежной форме. В 2009 году была проведена большая подготовительная работа, основной целью которой является максимальное исключение привлечения граждан к процессу оформления денежных выплат, недопустимость ухудшения положения граждан, а также возможность оплаты за предоставленные ЖКУ до наступления срока платежа.
В 2009 году был принят Закон Челябинской области «О величине прожиточного минимума пенсионера в Челябинской области и потребительской корзине в Челябинской области на 2010 год». Установление величины прожиточного минимума пенсионера необходимо для социальной доплаты к пенсии южноуральцев, уровень материального обеспечения которых ниже величины прожиточного минимума. Это позволит с 1 января 2010 г. получить право на установление федеральной социальной доплаты к пенсии более 72 тыс. пенсионеров.
Третий год в нашей области успешно реализуется Закон области «О знаке отличия Челябинской области «Материнская слава», принятый для повышения авторитета материнства, общественного признания и уважения материнского труда. В 2009 году областной наградой за материнский труд удостоены 343 многодетные матери, представляющие все муниципальные образования области.
В этом году с участием депутатов разработана и принята областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области на 2009–2011 годы». Основными целями программы являются создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта, популяризации массового и профессионального спорта и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Общий объём финансирования Программы в 2009–2011 гг. составит 750,6 млн рублей.