Итоги недели парламентских уроков

Парламентские уроки по теме "Развитие парламентаризма в России", посвященные 105-летию со дня начала работы Первой Государственной Думы в России, прошли в 605 школах Челябинской области при участии депутатов Государственной Думы, Законодательного Собрания Челябинской области, представительных органов муниципальных образований, глав городских округов и муниципальных районов.

Законодательное Собрание Челябинской области совместно с Министерством образования и науки Челябинской области в рамках мероприятий, посвященных памятной исторической дате, – 105-летию со дня начала работы Первой Государственной Думы в России, с 21 по 29 апреля 2011 года организовало  проведение  парламентских уроков по теме «Развитие парламентаризма в России» для более глубокого ознакомления учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области с историей, развитием и современной законодательной базой парламентаризма в России.

Информация по итогам проведения уроков, посвященным 105-летию парламентаризма в России, поступила из 43 управлений образования муниципальных районов и городских округов Челябинской области.  Анализ  поступивших данных показал следующее.  Уроки парламентаризма проведены  в 605 школах Челябинской области, более чем в 2000 классах.

В проведении открытых парламентских уроков участвовали депутаты всех уровней: Государственной Думы, Законодательного Собрания Челябинской области, представительных органов муниципальных образований, а также главы городских округов и муниципальных районов, сельских поселений. Среди них – депутаты  Государственной Думы А.А. Морозов (участвовал в парламентских уроках в восьми классах Магнитогорска), С.И. Ишмуратова (участвовала в проведении парламентских уроков в школах Кусы и Сатки), А.П. Берестов (Челябинск), Д.Ф. Вяткин (Коркино), Г.Г. Лазарев (Челябинск),  В.В. Панов (Чебаркуль). Об истории парламентаризма в нашей стране в целом и Законодательного Собрания в частности учащимся рассказывали и депутаты областного парламента. Наибольшее число встреч с учащимися провели депутаты А.И. Гущин – с учащимися 24 классов Магнитогорска, С.А. Мительман – шести классов Курчатовского района Челябинска, А.Л. Журавлев – четырех классов Чебаркульского и Миасского городских округов, а также В.М. Горнов, В.Г. Перезолов, А.Ю. Решетников, Я.И. Чабан, Н.И. Янов.

В открытом парламентском видеоуроке с участием председателя Законодательного Собрания Челябинской области Владимира Мякуша, который транслировался во все межшкольные методические центры (ММЦ) Челябинской  области, приняли участие более 1500 человек.  Провели урок учителя истории и обществознания школы № 59 Челябинска, почетные работники общего образования Российской Федерации Марина Салмина и Сергей Петрушин.
В студию в Челябинске  подключались ММЦ Коркино, где в парламентском уроке принял участие депутат Госдумы Д.Ф. Вяткин,  Чебаркуля  –  депутаты Госдумы  В.В. Панов и Заксобрания А.Л. Журавлев, Сосновского района – депутаты собрания депутатов Сосновского муниципального района во главе с председателем Г.М. Шихалевой.

При проведении парламентских уроков в школах педагоги активно использовали учебно-методический комплекс, подготовленный Законодательным Собранием и ЧИППКРО, в сентябре 2010 года.


Для справки: проект «Парламентский урок: через прошлое к будущему!»  стартовал в сентябре 2009 г. и стал одним из этапов празднования 15-летия Законо-дательного Собрания Челябинской области.
Первоначально парламентский урок состоял из нескольких мероприятий, которые проводились в учебном заведении с участием депутатов Законодательного Собрания: пресс-конференции с депутатами Законодательного Собрания, экскурсии по выставке «Законодательному Собранию – 15 лет», деловой игры «Один день в парламенте», просмотра фильма о деятельности Законодательного Собрания с разнообразным видеорядом, динамичной музыкой и неожиданным сюжетом.
В 2010/2011 учебном году был изменен формат проведения парламентского урока. Законодательное Собрание совместно с Челябинским институтом перепод-готовки и  повышения квалификации работников образования разработали и издали комплекс учебно-методических материалов, который использовался учителями как для проведения учебных занятий, так и во внешкольной работе. Все школы Челябинской области получили данный комплект и активно использовали при подготовке парламентских уроков.
Парламентский урок с участием депутатов Законодательного Собрания  с  сентября 2009 г. и по 31 декабря 2010 г.  прошел в  42 школах и вузах  Челябинска,  Златоуста, Кусы, Магнитогорска, Копейска, Коркино, Красноармейского района. Только в Саткинском районе в 2009 году при активном участии депутатов Законодательного Собрания,  местных органов исполнительной власти и педагогов парламентский урок прошел  почти в 60-ти учебных заведениях.
Опыт проведения парламентских уроков в Челябинской области, а также отзывы учащихся и педагогов, свидетельствуют об актуальности данной темы, которая не только обобщает представления школьников об истории и основах современного парламентаризма в России, знакомит их с работой Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ, других законодательных и представительных органов власти РФ на основе актуализации их субъектного опыта, но и, вне сомнения,  участвует в формировании  правовой культуры и активной гражданской позиции школьников. 
В дальнейшем Законодательное Собрание планирует согласовать с Министерством образования и науки Челябинской области вопрос о проведении ежегодно в апреле или мае единой недели парламентских уроков, а с ЧИППКРО сотрудничать в плане подготовки новых методических разработок и дидактических материалов по истории парламентаризма на Южном Урале .