С докладом по вопросу выступил министр строительства и инфраструктуры Челябинской области Юлий Элбакидзе. По его словам, санкционное давление создает риски для эффективной реализации не только региональных проектов, но и государственных и муниципальных программ.
Главными причинами, влияющими на изменение себестоимости строительных материалов, производители называют увеличение стоимости металла, энергоресурсов и логистических затрат.
«Одной из наиболее существенных составляющих увеличения стоимости жилищного строительства является рост цен на строительные материалы, который происходил с середины 2021 года. Учитывая текущие условия, стоимость жилья продолжает расти. Поэтому своевременное импортозамещение в целях снижения зависимости ключевых секторов экономики региона от импортной продукции, в том числе в производстве строительных материалов, является важным фактором обеспечения стабильности в строительной отрасли, поскольку поставки импортного оборудования, материалов, специализированной техники в настоящее время затруднены, ограничены или прекращены», - пояснил председатель комитета по строительной политике и ЖКХ Алексей Денисенко.
Так, на федеральном и региональном уровнях принимаются меры по обеспечению устойчивого положения дел в строительной отрасли. В настоящее время Министерством промышленности Челябинской области формируется и актуализируется на постоянной основе единый реестр продукции для импортозамещения с перечнем региональных предприятий по производству соответствующей импортозамещающей продукции. На 7 апреля от промышленных предприятий поступило 122 заявки на 4 452 позиции, которые необходимо импортозаместить, 244 предприятия проинформировали о возможности производства импортозамещающей продукции по 1 247 позициям.
«Данная работа координируется между всеми субъектами Российской Федерации при участии государственных корпораций в целях налаживанию межрегиональных кооперационных связей по производству и поставках импортозамещающей продукции», - комментирует Юлий Элбакидзе.
В частности, на федеральном уровне приняты меры по устранению административных барьеров; по стабилизации цен на металл, энергоносители; доступности железнодорожных перевозок; по обеспечению доступных кредитов. Одна из важных мер - корректировка положений законодательства в сфере государственных закупок, предусматривающим возможность увеличения цены контракта, а также возможность заключения комплексных контрактов на весь строительный цикл от проведения изыскательских работ до ввода объекта в эксплуатацию.
На областном уровне приняты, в частности, меры:
1) по авансированию региональных контрактов от 30 %;
2) по заключению областных контрактов с единственным поставщиком в случае неисполнения застройщиками действующих контрактов или гарантийных обязательств;
3) по централизованной закупке стройматериалов в целях последующего их предоставления по фиксированным ценам застройщикам при реализации расселения аварийного жилого фонда и строительства социально значимых объектов и другие.
Выслушав мнения по вопросу, депутаты комитета по строительной политике и ЖКХ рекомендовали правительству Челябинской области продолжить работу по выработке и реализации дополнительных мер, направленных на обеспечение устойчивого функционирования строительной отрасли в части стимулирования импортозамещения, а также дополнительной поддержки производителей строительных материалов.
Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области рекомендовано содействовать выработке и реализации дополнительных мер поддержки организаций строительной отрасли, производителей строительных материалов.