Поправки, предложенные депутатами Анатолием Брагиным, Сергеем Евстигнеевым и Валерием Филипповым, предусматривают внесение изменений в Закон Челябинской области «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области» в связи с принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности ряда статей Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы.
В соответствии с Постановлением КС субъектам Российской Федерации надлежит привести законодательство в сфере организации муниципальной власти в соответствие с правовыми позициями, указанными в Постановлении. Суть этих позиций заключается в том, что субъект Российской Федерации не вправе устанавливать безальтернативный способ избрания главы сельского поселения, а при установлении безальтернативного способа избрания главы городского поселения субъект РФ обязан нормативно закрепить соответствующие критерии определения городских поселений.
В этой связи в законопроекте, разработанном депутатами южноуральского парламента, изменен способ избрания глав сельских поселений. Он будет определяться уставом муниципального образования из трех возможных вариантов: либо на муниципальных выборах, либо представительным органом поселения из своего состава, либо представительным органам муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Также законопроектом предусмотрены критерии определения городских поселений, для которых установлен безальтернативный способ избрания – представительным органом городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса:
1) сопоставимость с городскими округами по степени концентрации возложенных на них публичных функций и задач, по своему характеру имеющих государственное значение, в том числе при решении вопросов участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организации и осуществления мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) особенности осуществления местного самоуправления в городских поселениях, находящихся в зонах подтопления, затопления, гидродинамической опасности, химического и радиационного заражения, природных пожаров.
Законопроект предусматривает также единый порядок избрания представительных органов муниципальных районов – на муниципальных выборах.
Предполагается, что положения законопроекта, касающиеся изменения порядка избрания глав сельских поселений и порядка избрания (формирования) представительных органов муниципальных районов, будут применяться после истечения срока полномочий этих органов, избранных (сформированных) до дня вступления в силу настоящего закона.