Комитет Законодательного Собрания по экологии рассмотрел ход реализации в 2014–2016 годах и первом полугодии 2017 года Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года по вопросам ведения комитета

Основным пунктом повестки заседания комитета Законодательного Собрания по экологии, которое состоялось 20 сентября, стал вопрос о ходе реализации Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года. В его обсуждении также приняли участие председатель Законодательного Собрания Владимир Мякуш и первый заместитель председателя Юрий Карликанов.

Основным пунктом повестки заседания комитета Законодательного Собрания по экологии, которое состоялось 20 сентября, стал вопрос о ходе реализации  Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года. В его обсуждении также приняли участие председатель Законодательного Собрания Владимир Мякуш и первый заместитель председателя Юрий Карликанов.  

Информация о выполнении стратегии была представлена двумя областными министерствами – Министерством экологии и Министерством общественной безопасности.

Владимир Мякуш подчеркнул, что стратегия является базовым документом, целью которого является  повышение качества  жизни южноуральцев. «Ее реализация в целом дала импульс к развитию всех отраслей в регионе. Все комитеты Законодательного Собрания по  вопросам ведения посмотрят ход ее реализации и обсуждение не будет формальным, – отметил председатель Законодательного Собрания. –  Совместно с министерствами мы должны объективно оценить нашу работу: что достигнуто, а что еще необходимо сделать, и почему не получилось осуществить задуманное. Мы должны учесть ошибки и недоработки, не допустить их при разработке новой Стратегии до 2035 года. Это работа единой команды исполнительной, законодательной властей и экспертного сообщества. Вопросы экологии для нашего промышленного региона всегда были самыми актуальными».  

Комитет отметил, что Министерством экологии Челябинской области проводилась работа в рамках государственной программы Челябинской области «Охрана окружающей среды Челябинской области» на 2014–2019 годы.

В результате проводимых мероприятий сокращены сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников за счет выполнения предприятиями воздухоохранных мероприятий на 23,14 тыс. тонн.

К 1 января 2016 года предприятия, ранее имевшие разрешения на сверхнормативные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, достигли нормативных показателей.

Регион переходит на новую систему обращения с отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами (ТКО): выбран региональный оператор по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера (территория Челябинской области поделена на шесть кластеров) и организована работа по рекультивации Челябинской и  Магнитогорской городских свалок. Уже реализуется концессионное соглашение о создании объектов обращения с ТКО на территории Магнитогорского кластера (сумма инвестиций 1,15 млрд. рублей). Организован конкурс на право заключения концессионного соглашения о создании объектов обращения с ТКО на территории Челябинского кластера.

Выполнен проект по строительству двух объектов, снижающих влияние загрязненного стока на качество воды Аргазинского водохранилища. В 2017 году за счет средств областного бюджета начато строительство данных объектов.

Министерство общественной безопасности области обеспечивало пожарную безопасность населенных пунктов Челябинской области и развитие пожарно-спасательных сил. Так, доля населенных пунктов Челябинской области, в которых обеспечен требуемый уровень пожарной безопасности, составил 89,6 процентов. Открыты семь новых пожарных частей в сельских населенных пунктах, построено новое пожарное депо в поселке Бродокалмак Красноармейского района, приобретена специализированная техника. Местным бюджетам для организации добровольной пожарной охраны предоставляются субсидии.

Вместе с тем комитет отметил, что экологическая обстановка в Челябинской области остается напряженной. Города Челябинск и Магнитогорск вошли в перечень городов, которые наиболее неблагоприятны по состоянию атмосферного воздуха и накоплению отходов. Остается нерешенной проблема повышенного антропогенного воздействия на Шершневское водохранилище и его водоохранную зону. Также депутаты комитета обратили внимание на тот момент, что в Стратегии 2020 не рассмотрены вопросы снижения выбросов загрязняющих веществ от городского автотранспорта.

Депутаты комитета высказали ряд рекомендаций и предложений, которые необходимо учесть при доработке и корректировке Стратегии. Комитет рекомендовал Министерству экологии Челябинской области принять меры по ускорению начала работ по рекультивации Челябинской и Магнитогорской городских свалок. Уделить особое внимание организации работы по снижению антропогенного воздействия на Шершневское водохранилище и его водоохранную зону, проблеме атмосферного воздуха в населенных пунктах. Кроме того, разработать мероприятия, направленные на снижение загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от городского автотранспорта.

Министерству общественной безопасности Челябинской области комитет рекомендовал усилить работу, направленную на обеспечение пожарной, радиационной безопасности и защиту от возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

«Мероприятия, которые были прописаны в Стратегии до 2020 года, выполняются и финансируются в полном объеме, – прокомментировал заместитель председателя комитета Законодательного Собрания по экологии и природопользованию Александр Федоров. – Сегодня губернатором Челябинской области принято решение о подготовке новой  Стратегии развития региона до 2035 года. Необходимо в этом документе учесть не только вопросы, работа над которыми уже ведется, и которые отражены в Стратегии – 2020, но и другие  мероприятия, которые бы обеспечили благоприятную среду проживания».

Члены Экспертного экономического совета при Законодательном Собрании области, которые принимали участие в работе комитета, поддержали рекомендации, озвученные депутатами и указали на необходимость их решения. Кроме того, поступило предложение о том, что в новой Стратегии должны найти отражение  вопросы организации защиты критически важных объектов и ведения реестра таких объектов.