Константин Толкачев: «Мы хотим создать единую базу информации по результатам выборов в СНТ»

Депутат Законодательного Собрания в интервью газете «Южноуральская панорама» рассказал о решении насущных проблем садоводов и планах создания «садового избиркома».

— Одна из насущных проблем садоводов — транспортная доступность садовых товариществ…


— Действительно, транспортный вопрос — один из самых главных для садоводов, причем таковым он остается от начала до конца сезона. Как Союз садоводов, мы в первую очередь принимаем участие в проработке расписания движения общественного транспорта. И здесь следует выделить два направления: первое — работа автобусного транспорта, второе — движение пригородных поездов.

Для начала я бы хотел остановиться на работе электричек. И здесь отмечу, что на сегодняшний день в Челябинской области продолжает действовать 50-процентная скидка для садоводов на проезд в пригородных электричках. Эта льгота выделяется по линии регионального министерства социальных отношений. Для этого подписывается тройственное соглашение между минсоцом, перевозчиком и Союзом садоводов. Распределением справок занимается союз, мы после обращения конкретного СНТ выдаем их в необходимом количестве, далее СНТ раздает их непосредственно людям. Отмечу, что СНТ получает эти справки совершенно бесплатно.

— А не получают ли справки СНТ, которые вовсе не находятся по пути движения электричек?

— Нет, конечно. Мы в обязательном порядке фильтруем, у кого есть необходимость в этой льготе, а у кого нет. Не нужно забывать, что эта льгота не какой-то там подарок от железнодорожников, их затраты на перевозку пассажиров-садоводов компенсирует региональный бюджет. Объем компенсации по прошлому году составил около 24 млн рублей. Так как эта программа в нашей области действует уже не первый год, мы можем сказать, что ежегодно перевозчику компенсируются затраты в размере 20-25 млн рублей. Чтобы рассчитать размер компенсаций, мы раз в месяц подписываем реестр выданных справок, его минсоц согласовывает с оператором перевозок, после идет перечисление средств. По 2017 году по льготе в пригородных поездах проехало 8 000 южноуральских садоводов из 20 СНТ.

— Я так понимаю, что автобусами перевозится куда больше садоводов, чем поездами…

— Конечно, очень большое количество пассажиров едет до своих садов, пользуясь автобусным транспортом. Чтобы этот процесс был максимально отлажен, а маршруты максимально удобны, местные отделения Союза садоводов взаимодействуют с администрациями муниципалитетов. Мы пытаемся договариваться по частоте движения садовых автобусов, иногда приходится решать вопросы по переносу остановок для большего удобства садоводов.

— Там тоже существует система компенсаций?

— В данном случае этот вопрос решается через процедуру заявок от муниципалитетов в министерство дорожного хозяйства. То есть схема такова: конкретное СНТ обращается в свою районную или городскую администрацию, местные чиновники отправляют все необходимые документы в региональное министерство, после этого принимается решение о проведении компенсации по конкретному маршруту. То есть если чиновники муниципалитетов шевелятся, то получить компенсацию на проезд по ряду садовых маршрутов вполне реально. Но нужно понимать, что не любой маршрут может попасть в этот список, это касается лишь автобусов пригородного сообщения, на которых люди добираются до своих садовых участков. 

— Второй больной вопрос садоводов — дороги…

— И эту проблему стоит разделить на две части. Во-первых, это дороги, ведущие к садовому товариществу. Во-вторых, дороги, которые есть внутри него. Те, что находятся внутри садов, их строительство и ремонт, это решается только за счет садоводов посредством целевых взносов, собранных членами товарищества после соответствующего решения собрания. Правда, как мы говорили в одном из предыдущих интервью, СНТ на компенсацию этих работ имеет возможность получить субсидию из областного бюджета, было бы желание.

Самый же интересный вопрос связан с дорогами до садового товарищества. Проблема эта, как правило, подвисает в воздухе, потому что большинство этих дорог являются бесхозными. Они не оформлены, не поставлены на учет, соответственно, бремя содержания этих дорог ни за кем не закреплено. Естественно, желания взять на себя это бремя также ни у кого не возникает. В таких условиях, конечно, многое зависит от инициативности и упорства членов СНТ. Именно они должны подвигнуть местную администрацию взять себе на баланс участок дороги, который является подъездным путем к садам.

— Слишком идеальная картинка вами нарисована. Сложно представить, что в администрациях сидят настолько белые и пушистые парни, к тому же не скованные финансами, которые с легкостью принимают на свой бюджет ничейную дорогу…

— Конечно, администрация не идет на такие решения с легкостью. Призывы к совести, может, и хороши, но они редко работают. Нужна стройная система доказательств. Муниципальная власть должна не только понимать, что в современных российских реалиях сады — это данность, которая никуда не исчезнет. Более того, число садоводов из числа жителей муниципалитетов (читаем — избирателей) будет только расти.

Властям нужно донести и посыл, что сады уже сегодня стали мощным элементом создаваемой системы продовольственной безопасности страны, региона, города, а далее, судя по всему, в результате санкций и контрсанкций их роль в этом направлении будет только усиливаться. А для того, чтобы они эту роль эффективно выполняли, необходимо решать инфраструктурные вопросы, в том числе вопросы подъездных путей.

Также во время убеждения власти принять участие в решении проблем садоводов не стоит забывать, что практически каждый чиновник прямо или косвенно имеет отношение к садоводческому движению (сегодня на Южном Урале полтора миллиона человек работает в садах), поэтому у него скорее всего есть личные мотивы быть отзывчивым.

И следует помнить: СНТ является налогоплательщиком, земельный налог граждан направляется в местные бюджеты, а поэтому у садоводов есть возможность требовать с власти участия в решении их проблем и с этой точки зрения. Ведь налоги платятся не просто ради того, чтобы они платились, их собирают, чтобы решать насущные проблемы жителей территории.

— На конференции южноуральских садоводов этой весной была поднята проблема вывоза мусора от СНТ. По сути, ведь СНТ — это производство, которое кроме груш да яблок еще и создает массу мусора. Почему вдруг сейчас начали говорить, что подъезды к садам рискуют превратиться в свалки?

— Объясню. До прошлого года действовала схема, по которой СНТ в своем муниципалитете могло получить талоны на бесплатное размещение своих отходов на свалке. Вывоз они должны были организовывать за свой счет, а вот услуги свалки в рамках периода весенних и осенних субботников СНТ получали бесплатно. С прошлого года правила на региональном уровне изменились. У администрации более нет полномочий раздавать бесплатные талоны, в результате случился мусорный коллапс. Сейчас мы пытаемся убедить правительство вернуть прежний порядок, но, учитывая, что вопрос складирования мусора в регионе стоит чрезвычайно остро, пока сложно предсказать, как решится данный вопрос.

Мы продолжаем надеяться, что садоводы получат право на бесплатное размещение мусора на свалках, во-первых, потому что самостоятельно многим СНТ эти расходы просто не потянуть, во-вторых, потому что свалки вокруг садов, многие из которых находятся в черте городов, точно не будут способствовать улучшению внешнего облика населенных пунктов.

— Вы уже не раз говорили о том, что садоводы сегодня являются производителем экологически чистых продуктов питания. Не кажется ли вам, что, если мы хотим получить серьезный экономический эффект, впору начать говорить о появлении неких перерабатывающих предприятий, обслуживающих СНТ?

— Давайте уточним, что все-таки изначально сады — это не предприятия для производства продуктов питания на продажу. Это зона активного отдыха, где человек выращивает урожай для внутреннего потребления, тем самым сокращает свои личные походы в магазин и экономит свой семейный бюджет. Но понятно, что в процессе этой деятельности образуются излишки, особенно в урожайные годы. Чтобы излишки было куда пристроить, муниципалитеты организуют всевозможные ярмарки, выделяют бесплатные торговые места для садоводов...

Что касается переработки урожая садоводов, то этот сектор экономики в регионе пока находится в зачаточном состоянии. Крупному бизнесу это не очень интересно, малому подчас не под силу. В советские годы многие СНТ имели у себя на территории соковыжималки, куда люди несли свой урожай, сейчас этим могут похвастаться лишь единицы.

И все таки пусть их мало, но уже есть предприятия, которые начали скупать у садоводов те же яблоки для дальнейшей переработки. Так, я знаю, что подобное предприятие есть в Полетаево, где из урожая, выращенного в южноуральских садах, производят пюре. Знаю, что есть производство в Аргаяшском районе, которое из этого пюре впоследствии делает соки, поставляемые в магазинные сети.

Так что и этот рынок начинается потихоньку складываться. И он получает государственную поддержку. При нашем министерстве сельского хозяйства начала действовать программа по развитию сельскохозяйственных сбытовых потребительских кооперативов. В ее рамках предусмотрена грантовая поддержка создания и развития сети приемных пунктов по сбору урожая, его временному хранению.

— Для решения многих вопросов, чтобы на равных разговаривать с чиновниками, садоводам нужны серьезно подготовленные переговорщики…

— По сути, Союз садоводов в лице его руководителей на местах и в области как раз и является таким серьезно подготовленным переговорщиком. Для этого мы не только сами досконально изучаем законы, но и после проводим юридические ликбезы для председателей СНТ и обычных садоводов.

Стараемся влиять на политику и политиков на всех уровнях. Ведь мы, как союз, можем обобщить опыт многих регионов (в настоящий момент Союз садоводов работает в 58 субъектах РФ) и выступить с инициативой решения проблемы по всей стране. К примеру, мы давно добивались, чтобы государство за свой счет провело межевание общих земель СНТ для установления их границы. И в этом году такой инструмент начал действовать, сейчас прорабатывается специальная программа, на реализацию которой в стране будет выделено 100 млн рублей. Скоро мы сможем более детально рассказать о порядке участия в этой программе. 

— Помощь союза, видимо, не помешает и во внутренних делах СНТ.

— Не помешает, конечно. К примеру, я уже готов анонсировать один закон, который, я надеюсь, будет принят в регионе уже осенью этого года. Он направлен на наведение порядка в вопросе выборов руководства СНТ, на предотвращение рейдерских захватов, которые сегодня, к сожалению, нередко случаются в наших садовых объединениях. Сейчас есть правовые белые пятна, которые позволяют снести практически любого законно выбранного председателя.

Один из пробелов, который позволяет это сделать, заключается в том, что в настоящий момент в системе выборов руководства СНТ нет органа, который, как избирком во время тех же выборов глав и депутатов, контролировал бы процесс. То есть в СНТ просто отсутствует инструмент закрепления результатов выборов, поэтому никто не мешает, злоупотребив правом, перевернуть ситуацию с ног на голову. Проводят мнимое собрание, представляют нотариусу его решение, который его закрепляет, по сути, не зная о том, насколько легитимно было его проведение. Таких случаев, к сожалению, немало, они запускают, как правило, долгий процесс судебных тяжб, что парализует всю деятельность СНТ, приводит к его разорению.

Мы сейчас, опираясь на соглашения с нотариальной палатой, налоговой инспекцией, хотим создать единую базу информации по результатам выборов в СНТ. Ею будут пользоваться и нотариусы, и налоговики при принятии решений, касающихся садовых некоммерческих товариществ. Когда в СНТ будут проводиться отчетно-выборные собрания, на них в обязательном порядке будут присутствовать наблюдатели от Союза садоводов России. Также будет вестись онлайн-регистрация с проверкой документов членов товарищества, которые пришли голосовать. Информация о проведении собрания, результаты голосования далее поступят в единую базу. По итогам будет выдаваться протокол собрания, наделенный определенными степенями защиты от подделки. При закреплении решения собрания у нотариуса последний будет в обязательном порядке сверять протокол с информацией, размещенной в единой электронной базе. То, что эта база является официальной, будет прописано на уровне областного закона.

— Нет ли риска, что этим инструментом начнут пользоваться неэффективные председатели СНТ, чтобы зацементировать свою власть, и сменить их не будет никакой возможности?

— Повторюсь, на собрании будут присутствовать независимые наблюдатели, которые просто не позволят его режиссировать. Кандидату придется действительно убедить членов товарищества, что он принесет наибольшую пользу на этой должности. Риски подделки выборов или их постановки мы постараемся свести к нулю, возможно, будет для спорных моментов предусмотрен и институт некоего подобия третейского суда.

 

По метериалам сайта up74.ru