Купцы Шиховы: «отцы города»

Они были не только предпринимателями, но и «отцами города» – градоначальниками, гласными думы, членами управы, общественными деятелями и благотворителями.
30 лет Законодательному Собранию

Они были не только предпринимателями, но и «отцами города» – градоначальниками, гласными думы, членами управы, общественными деятелями и благотворителями. В середине XIX века современная улица Елькина даже называлась Шиховской. И сегодня в Челябинске есть потомки тех, о ком речь пойдет ниже.

Шиховы появились в Челябинске в 60-е годы XVIII века. Первый из них, Иван Шихов, в 1767 году участвовал в составлении наказа от крестьян Исетской провинции в Уложенную комиссию Екатерины II. Он прибыл сюда с двумя сыновьями Герасимом и Андреем. В 1785 году они уже цеховые, то есть ремесленники. Их потомки позднее стали мещанами, часть перешла в купеческое сословие. Первые Шиховы обосновались на Сибирской улице (ныне Труда). Здесь на берегу Миасса, на месте, где сегодня находится краеведческий музей, Иван построил свой дом с избой, сенями, амбаром, погребом и скотным двором.

Фото для анонса
Шиховы (слева - Иван Степанович).

Единственный сын

В 1786 году после шестерых дочерей у Герасима Ивановича Шихова родился единственный сын Егор. Он выучился грамоте, перешел в купеческое сословие, был квартальным надзирателем, избирался гласным городской думы. Егор получил от отца состояние с большой усадьбой и крепким хозяйством. В гостином дворе он содержал торговую лавку, в которой продавал «мед сырец, орехи крупные, масло конопляное и прочее не по мелочи, но пудами и цельными бочонками». Этим, кстати, Егор Герасимович нарушил закон, за что был оштрафован. Ему, как купцу 3-й гильдии, полагалось торговать в розницу, а он замахнулся на опт.

К старости Егор Шихов ослеп, но продолжал свои дела, замышлял новые, и в этом ему помогала жена. В 1839 году он подал прошение в Челябинскую городскую думу: «Нынешней осенью закуплено мной у разных людей сала сырцу немалое количество, каковую закупку намерен я впредь увеличить, и сало для удобной и выгодной продажи перетопить, для чего необходимо нужно мне построить на выгонной земле города Челябинска салотопню, об отводе под которую места хотел испросить с челябинского господина уездного землемера». Землемер, как типичный чиновник, ответил отказом: на плане города, утвержденного императором, салотопен нет, а значит, и быть не может. Купец убеждал: «Заведение салотопенное иметь мне необходимо нужно, ибо без оного неминуемо должен понести по торговле моей ощутимые потери и убытки». Гласные думы вошли в его положение, тем более, это должно было увеличить доходы городской казны, и выделили Егору Герасимовичу необходимый участок земли.

Матренин двор

В 1846 году Егор Шихов умер. Своей жене Матрене Михайловне и детям он оставил приумноженное во много раз состояние отца. Был построен новый 8-комнатный дом, баня, шесть амбаров, конюшня, скотный двор, погреб, малая изба «на отставе». 60-летняя Матрена с взрослыми сыновьями продолжила дело покойного супруга. Шла торговля в лавке, работали салотопни, а в 1851 году она затеяла крупную стройку. К 1860 году возведение двухэтажного каменного дома завершилось. В нем было 20 жилых комнат, подвал, кладовая, торговая лавка, надворные постройки – общей оценочной стоимостью 8000 рублей! 
Ее сыновья Федор и Степан кроме торговли занимались общественной деятельностью, были гласными городской думы. В октябре 1853 года Федор Егорович был избран городским головой, но болезнь и смерть 22 апреля 1854 года помешали ему стать градоначальником. Им назначили занявшего второе место купца 2-й гильдии Василия Андреевича Мотовилова. 11 декабря 1859 года городским головой был избран Степан Егорович. Однако указом Оренбургского губернского правления градоначальником был опять назначен Мотовилов, который в очередной раз выставлял свою кандидатуру. Степан Шихов в это время находился под судом по обвинению в нанесении побоев, это и не позволило ему стать во главе города. 

Матрена умерла в 1865 году. Старший сын Федор унаследовал двухэтажный полукаменный дом, стоявший рядом с особняком, а сам особняк отошел к младшему Степану. Наследники оказались не такими рачительными. Через год после смерти матери пожар уничтожил часть надворных построек. В 1883 году сын Степана Шихова Алексей продал свою усадьбу с домом, построенным бабушкой, челябинскому предпринимателю Владимиру Корнильевичу Покровскому. Этот дом сохранился до наших дней и находится около нового здания краеведческого музея, долгое время в нем располагался геологический музей.

Городской голова

В роду Шиховых женщины, вдовые жены, играли большую роль. И пример Матрены Михайловны не был единственным. Так, после смерти Ивана Андреевича, внука родоначальника челябинской династии Шиховых, его жена Ирина Андреевна приняла дела мужа на себя. В 1852 году она решила записать свою семью в торговое сословие. После оформления необходимых документов и уплаты пошлин в 1857 году они стали купцами. Сначала 3-й гильдии, а позднее 2-й. 
Сын Ивана и Ирины Шиховых Михаил, родившийся в 1824 году, – личность для Челябинска примечательная. Он не только был купцом и вел крупную торговлю, имел лавки на Соборной площади, но и участвовал в управлении городом. Многие годы он состоял гласным городской думы, а в 1889–1892 годах — челябинским городским головой. На время его правления пришлись неурожай и голод, но Михаил Иванович сумел открыть благотворительные столовые на частные пожертвования, в которых участвовал и сам. На городские средства организовал закуп и помол зерна для бедняков, чем сбил дороговизну хлеба. Многие были спасены от голодной смерти. В 1891 году он участвовал во встрече цесаревича Николая Александровича в Троицке, депутация от Челябинска во главе с Шиховым поднесла хлеб-соль на блюде из яшмы. В 1892 году через Челябинск прошла Самаро-Златоустовская железная дорога. В этом была заслуга и Михаила Ивановича. Кроме того, в 1891 году по его инициативе городская дума возбудила вопрос перед правительством об изменении проекта строительства железной дороги из Екатеринбурга. Гласным удалось убедить изменить первоначальный план, и в 1896 году конечной станцией дороги вместо Миасского завода стал Челябинск. 

При советской власти

В 1852–1853 годах Михаил Иванович Шихов построил большой дом на углу Мясной площади (ныне Аллея Славы) и улицы Большой (ныне Цвиллинга). До наших дней он не сохранился, сегодня на его месте здание Ростелекома (Цвиллинга, 22). Это был деревянный дом в девять комнат с флигелем в три комнаты, двумя кухнями, тремя амбарами, каретником, конюшней и баней (оценочной стоимостью 4000 рублей). После смерти Михаила Шихова в 1892 году дом и капитал унаследовал его сын Иван, который, как и отец, был купцом 2-й гильдии и гласным городской думы. В 1912 году его дело перенял сын Александр. Однако вскоре грянули революция и Гражданская война. При советской власти Шиховым пришлось забыть о своей торговой профессии. В 1923 году семья лишилась своего дома на улице Цвиллинга: он был муниципализирован – объявлен собственностью города. Прежние хозяева продолжали в нем жить, но уже на правах квартирантов. Спустя десять лет состоялось выселение. В 1934 году челябинский хроникер Константин Николаевич Теплоухов так это описывал: «Несколько дней назад кому-то понадобилась квартира и стариков Шиховых – он, она и двое или трое ребят – взрослых, служащих – вышвырнули в несколько часов из их квартиры… Приткнуться совершенно некуда, и они перетащили все во двор Сухановых – родственникам. Для спанья приспособили конюшню, – выбросили навоз, постлали доски, поставили кровати…»


Николай Антипин, заместитель директора ОГАЧО.

Фото предоставлены ОГАЧО