Попова Людмила Александровна, депутат Челябинского областного Совета депутатов (1990–1993), заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области по социальным вопросам, председатель комитета по социальной политике (1996–2000), председатель совета общественного движения женщин Челябинской области в защиту семьи, материнства, отцовства и детства (1997–2010).
- В 1996 году на выборы в Законодательное собрание Челябинской области пошла целая команда кандидатов, выдвинутых движением «За возрождение Урала», в которое пришли настоящие патриоты, люди неравнодушные, честные, порядочные, крепкие хозяйственники, имеющие опыт работы при советской власти, они знали, что делать. Мы все – кандидаты от «Возрождения Урала», в том числе и я, – зажглись надеждой. Мы верили, что сможем исправить ситуацию в регионе в лучшую сторону. Все жаждали перемен и работали на победу как одержимые. Был небывалый подъем духа, мы чувствовали огромную поддержку южноуральцев!
Несмотря на то что борьба за депутатские мандаты была напряженная, никакого так называемого «черного пиара» тогда не было. Всё делалось на «голом энтузиазме»: активисты раздавали листовки, агитаторы ходили по квартирам, в день выборов на каждом участке дежурили наблюдатели. Нас поддерживали простые люди – рабочие, учителя, врачи, студенты. Все верили, что вместе мы всё сможем исправить...
Я помню ту бессонную ночь. Подсчет голосов. Объявление результатов. Сначала предварительных, потом окончательных. В своем округе по Ленинскому району я одержала уверенную победу.
Думаю, тут сказался и авторитет движения, и моя общественная работа в избирательном округе. Ко мне приходило немало людей со своей болью, тревогами, с просьбами защитить, подсказать, и я старалась по мере возможности помочь людям…
В 1996 году Челябинская область, действительно, подошла к краю пропасти. Были огромные долги перед банками, долги перед населением (по зарплатам, пенсиям, детским пособиям), долги перед федеральным бюджетом. И при этом полное отсутствие денег. К концу 1996 года в Челябинской области вдвое сократился внутренний региональный продукт, на треть упали капительные вложения, на четверть – объемы сельхозпроизводства. На этом фоне наказы избирателей были просты и понятны – люди просили самое необходимое: вовремя выплачивать заработную плату и пенсии, обеспечить оборонные предприятия госзаказами, сократить вопиющий уровень безработицы.
Но были просьбы и чисто бытовые. Помню, один из первых наказов поступил от жителей района КПЗиС: люди просили вернуть им общественную баню, которую закрыли за «нерентабельностью». Обращались с просьбами отремонтировать дорогу, поменять кровлю в детском саду, обеспечить школу учебными пособиями. Построить храм на окраине Ленинского района Челябинска... Я старалась выполнять все наказы своих избирателей. Ведь главной задачей нашей команды было повышение качества жизни южноуральцев. А оно включает в себя не только повышение зарплат, хорошие пенсии, социальные пособия. Качество жизни – это и образование, и культура, и спорт, и медицинское обслуживание, и жилье, и отдых.
В депутатский корпус 2-го созыва вошел 41 депутат. Возглавил областной парламент Виктор Федорович Давыдов – личность легендарная, яркая, оставившая глубокий след и в истории Челябинской области, и в моей личной судьбе. Первым заместителем председателя был избран А.С. Саломаткин, заместителями – В.В. Мазуль и я.
Большую часть депутатского корпуса (почти треть) составляли депутаты, выдвинутые движением «За возрождение Урала». Мы сформировали 5 постоянных комитетов. Комитет по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению возглавил М.Ю. Жмаев, комитет по финансово-бюджетной и экономической политике – В.В. Мазуль, комитет по аграрной политике, потребительскому рынку, земельным отношениям, экологии и природопользованию – А.П. Берестов, комитет по промышленности, строительству, транспорту, жилищно-коммунальному хозяйству – А.И. Стариков. Комитет по социальной политике возглавила я…
Всего нашим созывом было принято более 160 законов и около 700 постановлений. Многое давалось нам, депутатом, нелегко: мы вместе со страной, переживавшей тяжелые времена, преодолевали трудности. Мы закаляли наш законодательный орган власти и вместе с тем закаляли свой характер. Очень многие из депутатов 2-го созыва сделали блестящую карьеру, многие стали «политическими долгожителями». Но даже те, кто ушел «политического олимпа», оставили свой след в истории нашего региона.
Во второй созыв депутатов Законодательного собрания Челябинской области вошли, без преувеличения, личности яркие, целеустремленные, неравнодушные к судьбе и своего региона, и страны в целом. Они готовы были взять ответственность за исправление ситуации в области, за вывод Южного Урала из глубокого кризиса. Саломаткин, Мазуль, Жмаев, Берестов, Аристов, Чернобровин, Мякуш, Мительман – все мы работали, что называется, «в одной упряжке». И хотя у многих из нас были разные политические взгляды и убеждения, мы старались избегать ненужной полемики, старались принимать по-настоящему своевременные и «работающие» законы.
Но остались в памяти и депутаты с окрасом «лихих 90-х». Таким был Александр Морозов – лидер златоустовской преступной группировки. Помню, однажды он заявился ко мне в кабинет в сопровождении целого «кортежа» бритоголовых ребят, которые явно были вооружены. Это была примитивная демонстрация силы, своего рода «акт устрашения». Но я постаралась сохранить хладнокровие и твердо попросила его покинуть помещение. Многие мои подчиненные потом искренне высказывали восхищение моим «смелым поступком»… Тогда же в 96‒м, когда Морозов уже находился под следствием, все депутаты до единого проголосовали за снятие с него депутатской неприкосновенности.
Мне бы хотелось особо сказать о Викторе Федоровиче Давыдове. Это имя – целая эпоха в политической истории нашей области. Это знаковая фигура и для Законодательного собрания, которое Давыдов возглавлял без малого 10 лет.
«Политика – это умение добиваться равновесия сил», – часто в наших разговорах подчеркивал Виктор Федорович. И в этом смысле он был блестящим политиком, настоящим дипломатом. Именно при нем Заксобрание постаралось избавиться от политических склок и интриг, постаралось выстроить свою работу по принципу: меньше политических эмоций – больше профессионализма.
Сам бывший оборонщик, сильный хозяйственник, Виктор Федорович призывал нас быть именно профессиональными в своей работе. А главное мерило профессионализма – качество принимаемых законов. Именно Давыдов нас научил: любое постановление, любой закон должен проходить тщательную проверку.
Перед тем, как вынести его на обсуждение, законопроект рассматривали в рабочих группах, потом в комитетах. Если были противоречия, создавались согласительные комиссии. Быть может поэтому, уже на самих заседаниях, многие законы принимались что называется «сходу» – без лишнего шума, дебатов и дискуссий. Что немного «огорчало» журналистов: они, разумеется, ждали «сенсаций», но при Давыдове в ЗСО не было ни скандалов, ни интриг.
Зато было много добрых шуток! Виктор Федорович обладал потрясающим чувством юмора. Любой только-только разгорающийся конфликт между депутатами мог «погасить» острым словом, меткой шуткой. Все заседания под председательством Давыдова, действительно, проходили очень легко и непринужденно и где-то даже по-товарищески тепло.
Главная заслуга Давыдова, на мой взгляд, заключалась в том, что он был именно объединяющим звеном для депутатов самых разных политических взглядов и убеждений. Он часто говорил: «Давайте сначала поработаем. А всю политинформацию перенесем на внерабочее время». Он умел заставить самые разные фракции работать «в одной связке» – на благо области, на благо людей.
У Законодательного собрания 96-го года было отчасти и «женское лицо».
В отличие от первого созыва, в котором была всего одна женщина-депутат, и третьего – в котором не было ни одной женщины, в наш корпус вошли сразу три представительницы «слабого пола»: Татьяна Александровна Иванова, Ольга Васильевна Казачкова и я.
Татьяна Иванова – врач первой городской клинической больницы Челябинска, Ольга Казачкова – директор магнитогорского дома престарелых. Я думаю, именно это знание социальных проблем «изнутри», ежедневное общение с людьми, отягощенными разными бедами и тревогами, и подтолкнуло их идти на выборы, стать депутатами ЗСО.
В свое время меня поразил один факт из биографии Ольги Васильевны Казачковой. В 199З году, сразу после расстрела Белого дома, начался экстренный роспуск Магнитогорского городского совета народных депутатов. На сессии солидные мужчины-депутаты, напуганные давлением, угрозами, стали сдавать свои депутатские удостоверения. А Казачкова – не испугалась! Более того, она выступила с резкой критикой происходящего. Внешне очень женственная, Ольга Васильевна оказалась очень мужественным человеком...
Некоторой неожиданностью для общественности, некоторых депутатов, да и, признаюсь, меня самой, стало избрание меня зампредам Законодательного собрания области и одновременно председателем комитета по социальной политике. На тот момент это была одна из самых проблемных сфер жизни южноуральцев: в области не выплачивали зарплаты, задерживали пенсии и детские пособия.
Находясь на этой должности, за 4 года мне пришлось объездить практически всю Челябинскую область: побывать и в крупных городах, и в умирающих селах. Я своими глазами видела бедственное положение тысяч людей. Особенно женщин. Ведь кризис 90-х особым грузом ударил именно по представительницам слабого пола: не случайно крылатой тогда стала фраза – «у безработицы - женское лицо». А ведь женщинам приходилось еще и растить детей, быть хранительницами домашнего очага. Как им помочь?
Возможно, именно эти размышления натолкнули меня на создание в 1997 году общественного движения женщин Челябинской области в защиту семьи, материнства, отцовства и детства. Буквально за несколько лет в регионе была создана целая сеть общественных женсоветов, которые на местах стали решать самые острые социальные проблемы населения. В зоне особой заботы оказались семья, дети, женщины...
Как зампреду мне приходилось очень часто ездить на встречи, которые мои коллеги мужчины честно называли «нелегкими»: с сиротами, пенсионерами, инвалидами... Но это были именно те ситуации, когда женская чуткость была важнее мужской деловитости. Пропуская боль самой незащищенной части населения через себя, я могла затем с особым запалом и энтузиазмом отстаивать права людей на законотворческом уровне.
За время моей работы в Законодательном собрании через комитет по социальной политике прошли следующие законы: о тарифном регулировании оплаты труда; о профсоюзах; об обеспечении населения Челябинской области лекарственными средствами; об опеке и попечительстве; об оплате труда приемных родителей; о государственной поддержке молодежных, детских общественных объединений в Челябинской области; о физической культуре и спорте.
Четыре года моего депутатства запомнились как период невероятного напряжения сил и в то же время большого душевного подъема, оптимизма, ощущения того, что очень многое в нашей области сейчас зависит в том числе и от тебя. И от того, как я проведу эти четыре года, как поработаю на благо области, зависит, изменится ли жизнь простых южноуральцев в лучшую сторону или нет.
Мой рабочий день, хотя и был законодательно ограничен с 8.30 утра до 6 вечера, был ненормированным. Очень часто деловые поездки в область затягивались до глубокой ночи, домой возвращалась в полночь, а утром –нужно снова быть на работе. Опаздывать нельзя было ни на минуту, так как рабочий день в ЗСО начинался с совещания либо с председателем ЗСО, либо с сотрудниками комитета.
Очень часто в деловые поездки приходилось ездить по выходным – меня приглашали на значимые культурные события региона: открытие фестивалей, отчетные концерты, Сабантуи, фольклорные праздники. Я благодарна судьбе, что этот отрезок моей жизни подарил мне знакомство с замечательными людьми, моими земляками - очень талантливыми, сильными духом, очень человечными. Я не просто старалась как зампред Законодательного собрания помочь им в их проблемах, что-то им дать – я многое брала у них для себя: я училась их мудрости, стойкости, их жизнелюбию. За четыре года своего депутатства я прошла большую школу жизни, обрела настоящих соратников, единомышленников и просто друзей по всей Челябинской области.
Несмотря на большую занятость в качестве зампреда ЗСО, старалась ни на один день не терять связи со своими избирателями. В Ленинском районе продолжала работать моя приемная депутата, личные встречи с избирателями я старалась проводить там раз в две недели. Но почти каждый день мне поступали звонки из моего округа. Честно: старалась по мере возможностей помочь по каждому обращению. И по коллективному, и по частному...
Я постоянно проводила встречи с трудовыми коллективами. Проще назвать предприятия и бюджетные организации, в которых я бы не побывала. Завод «Станкомаш», завод «Сигнал», почти все школы и больницы Ленинского района... Везде я выслушивала замечания и предложения рабочих, учителей, врачей, записывала, а затем составляла план мероприятий по их реализации.
Говоря в целом о работе депутатского корпуса 2-го созыва, должна признать: в тех обстоятельствах, в том временном и политическом контексте эта работа была сделана на оценку «хорошо». Было принято много действующих, работающих и по-настоящему нужных законов. Чего только стоит Закон, вызвавший широкий общественный резонанс, «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности». Закон освободил предпринимателей и организации от части налогов и сборов, а также платежей в государственные внебюджетные фонды. Именно это стало серьезным стимулом для развития бизнес-сообщества в регионе, а значит и для развития всей Челябинской области в целом. Активное применение в реальном секторе экономики нашли законы «О промышленной политике», «О внутриобластной производственной кооперации», «Об областной инвестиционной программе».
Что касается лично моих инициатив, то наш комитет по социальной политике участвовал в разработке и принятии следующих законов и программ: «Об обеспечении населения Челябинской области лекарственными средствами», «О физической культуре и спорте», «О государственной поддержке молодежных, детских общественных объединений в Челябинской области», «О библиотечном деле».
Кроме того, именно наш комитет добился того, чтобы памятниками истории и культуры Челябинской области были объявлены «Аркаим» и Сикияз-Тамакский пещерный комплекс. Специальными постановлениями и программами была оказана реальная помощь Челябинскому государственному русскому народному оркестру «Малахит» под руководством В. Лебедева – финансирование данного коллектива, который по праву является достоянием всего Южного Урала, было внесено отдельной строкой в бюджет области. Была оказана помощь солистам Челябинского оперного театра и особо – Челябинской публичной библиотеке.
Безусловно, работа в Законодательном собрании Челябинской области на столь ответственном посту – заместителя председателя – кардинальным образом повлияла на всю мою дальнейшую жизнь. И не только повернула ее фактологически, но во многом повлияла на личностное развитие.
Именно в те годы я осознала, что не только твоя судьба, но и судьба твоей малой родины – Челябинской области ‒ может быть в зоне твоей личной ответственности. Ты реально можешь оказать поддержку тысячам людей принимая грамотные законы, профессионально выстраивая свою законотворческую деятельность. Так получилось, что в моей компетенции в определенный отрезок жизни оказались самые животрепещущие, самые больные вопросы- пенсии, детские пособия, пособия по безработице... И каждый раз, когда удавалось поднять эти выплаты хотя бы на 100, 200, 500 рублей, я считала это своей небольшой, но победой.
Работа в Законодательном Собрании Челябинской области на столь ответственном посту – заместителя председателя – кардинальным образом повлияла на всю мою дальнейшую жизнь. Обретенные опыт и контакты помогли мне плодотворно реализовываться в дальнейшей профессиональной жизни. И все-таки сегодня должна признать: женщине в политике быть не просто. У политики вообще – не мягкий характер...
Март 2013 года