I. Во втором и третьем чтениях депутаты приняли проект закона о порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Челябинской области.
Напомним, что в первом чтении законопроект был принят 23 октября. С учетом поправок, поступивших от депутатов Законодательного Собрания и представительных органов муниципальных районов и сельских поселений, в законе отражен следующий порядок формирования органов местного самоуправления:
Главы муниципальных районов
Главы всех муниципальных районов избираются на муниципальных выборах и возглавляют местную администрацию.
Представительные органы муниципальных районов
Представительные органы всех муниципальных районов избираются на муниципальных выборах.
Главы городских округов
Главы всех городских округов избираются представительным органом городского округа из своего состава и исполняют полномочия его председателя.
Порядок избрания глав поселений
Главы большинства поселений избираются на муниципальных выборах и возглавляют местную администрацию.
Иной порядок избрания главы поселения (представительным органом из своего состава) определен для следующих поселений:
1) Ашинское городское поселение (глава исполняет полномочия председателя представительного органа);
2) в Брединском районе: Андреевское, Атамановское; Белокаменское; Боровское; Калининское; Княженское; Комсомольское; Наследницкое; Павловское; Рымникское сельские поселения;
3) в Катав-Ивановском районе: Бедярышское, Верх-Катавское, Месединское, Орловское, Серпиевское, Тюлюкское сельские поселения;
4) в Нагайбакском районе: Арсинское; Балканское; Нагайбакское; Остроленское; Парижское; Переселенческое; Фершампенуазское сельские поселения.
II. Депутаты Законодательного Собрания также внесли поправки в закон о муниципальных выборах в Челябинской области.
Законы субъекта Российской Федерации вправе устанавливать виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.
Действующим законом о муниципальных выборах в Челябинской области предусмотрено, что выборы депутатов представительных органов муниципальных образований проводятся, в том числе, с использованием мажоритарной избирательной системы или смешанной избирательной системы, при которой часть депутатских мандатов также распределяется между кандидатами, избранными по мажоритарной избирательной системе.
В целях установления для всех муниципальных образований Челябинской области равных условий проведения муниципальных выборов принятый сегодня закон определяет порядок применения мажоритарной избирательной системы, а именно, устанавливает, что при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований с использование мажоритарной избирательной системы будут образовываться одномандатные избирательные округа.
III. Еще один принятый на заседании ЗСО закон касается выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области. Он направлен на уточнение процедуры выдвижения и регистрации списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания, в том числе оснований отказа в регистрации списка кандидатов.
Так, закон уточняет, что именно решением избирательного объединения на стадии выдвижения списка кандидатов по единому округу определяется число территориальных групп, по которым избирательное объединение будет выдвигать список кандидатов. При этом предусмотрено снижение минимального число территориальных групп с 16 до 15.
В соответствии с федеральным законодательством законом субъекта должно быть установлено число территориальных групп кандидатов в списке кандидатов, при котором избирательному объединению будет отказано в регистрации списка.
Таким образом, основанием для отказа в регистрации списка кандидатов будет являться выбытие кандидатов, в результате чего число территориальных групп в списке кандидатов окажется меньше половины числа территориальных групп кандидатов, определенного избирательным объединением на стадии выдвижения.