На заседании комитета Законодательного Собрания по информационной политике, которое провел Александр Мотовилов, обсудили ситуацию, складывающуюся в редакциях городских и районных газет в связи с ростом тарифов на подписку и доставку периодических печатных изданий.
С 1 апреля 2014 года «Почта России» подняла тарифы на доставку газетно-журнальной продукции во втором полугодии 2014 года, обосновав рост тем, что законом о федеральном бюджете более не предусмотрена субсидия на компенсацию потерь в доходах, связанных со сдерживанием тарифов на услуги по распространению периодических печатных изданий. Согласно новым тарифам значительно возросла доставка одного экземпляра городских (районных) газет.
В Челябинской области сегодня через почту распространяется более половины тиража городских и районных газет – около 75 тыс. экз. из 160 тыс. экз. совокупного тиража. При новых тарифах в ходе предстоящей подписной кампании в большинстве территорий, распространяющих основной тираж через «Почту России», ожидается падение тиража.
Как отметил начальник информационно-аналитического управления администрации Губернатора Челябинской области Рифат Абдрашитов, в списке территорий, которые распространяют основной тираж через «Почту России» и где ожидается наибольшее падение тиража в ходе предстоящей подписной кампании при новых тарифах, значатся следующие районы: Аргаяшский (90 % тиража распространяется с доставкой через почту), Брединский (80), Варненский (95), Верхнеуральский (100), Еткульский (85), Кизильский (100), Кунашакский (100), Нагайбакский (100), Октябрьский (100) и город Карабаш (100). Проблемной станет подписка в территориях, где через почту распространяется от 60 до 80% тиража местных газет: в Ашинском (75), Каслинском (65), Нязепетровском (80), Сосновском (65), Увельском (70), Чесменском (65) районах.
Директор Управления федеральной почтовой связи Челябинской области Владимир Образцов, также приглашенный на заседание комитета, подчеркнул, что в настоящее время из 55 районных и городских изданий, выходящих в Челябинской области, цены на второе полугодие 2014 года согласованы для 52 газет. «Ежемесячные издания подорожали для подписчиков на 20–25 рублей, еженедельники – от 80 до 100 рублей, газеты, выходящие два раза в неделю, – на 140–180 рублей, три раза – на 220–230 рублей, а издания, выходящие в счет чаще, – на 320 рублей», – сообщил Образцов. Для сохранения института подписки Почта России также разработала комплекс мероприятий, направленных на стимулирование подписчиков и своих работников, принимающих подписку.
Главный редактор автономной некоммерческой организации «Редакция газеты «Сосновская нива» Ираида Русакова высказала обеспокоенность судьбой районных и городских газет, рассказала о ситуации в редакциях "районок", вручила открытое письмо областной ассоциации «Пресса» в адрес губернатора Челябинской области Бориса Дубровского и председателя Заксобрания Владимира Мякуша.
По скайпу участники заседания комитета связались с директором департамента по печати и массовым коммуникациям Свердловской области Дмитрием Федечкиным, который сейчас принимает участие в работе медиаформа в Санкт-Петербурге. Дмитрий Николаевич рассказал, что аналогичная ситуация с подпиской сложилась и в Свердловской области, рост цены на подписку составил более 60 %. Если в Челябинской области активно развиваются альтернативные способы доставки районных и городских газет, то в соседнем регионе этот процесс проходит сложнее: больше газет – около ста, большая протяженность территории области и удаленность населенных пунктов. Федечкин также проинформировал, что ситуация с ростом цен на подписку также обсуждается на проходящем в Санкт-Петербурге медиафоруме, в рамках которого планируется встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. Этот вопрос также будет озвучен президенту.
Подводя итог обсуждению вопроса, председатель комитета Александр Мотовилов отметил, что депутатам Законодательного Собрания необходимо поддержать городские и районные газеты путем оформления на них подписки для малообеспеченных слоев населения. Этот пункт был отражен в решении комитета.
Комитет также рекомендовал информационно-аналитическому управлению администрации Губернатора Челябинской области совместно с главами муниципальных образований Челябинской области проработать возможность дальнейшего развития альтернативных способов доставки печатных периодических изданий в отдаленные населенные пункты Челябинской области и провести конкурс среди редакций городских и районных газет, направленный на организацию альтернативных способов доставки. Среди высказанных на комитете предложений - рассмотрение районными и городскими газетами вопроса об уменьшении периодичности выхода газет, особенно в территориях, где доставка осуществляется три раза в неделю. Еще одно предложение - организация раздельной подписки на полный комплект газеты и выпуск с телепрограммой. Все это в сложившихся современных экономических условиях поможет городским и районным газетам минимизировать потери в ходе подписной кампании на второе полугодие 2014 года.