Меры, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не обеспечивают на сегодняшний день проведение эффективной градостроительной политики, направленной на рациональное устойчивое использование территорий для создания благоприятных условий проживания человека.
Особо проблемными являются вопросы:
дефицита средств муниципальных образований для разработки градостроительной документации;
отсутствия в ряде субъектов Российской Федерации современной топографической съемки территорий субъектов РФ и муниципальных образований;
низкого качества градостроительной документации всех уровней;
обеспеченности нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы градостроительной деятельности в области территориального планирования;
огромного дефицита в стране квалифицированных специалистов в области градостроительства;
отсутствия единой системы исполнительной власти в области архитектуры и градостроительства;
отсутствия механизма ответственности различных уровней органов власти за исполнение возложенных на них полномочий.
В настоящее время процессы в этой сфере происходят стихийно, отличаются нескоординированностью действий ее участников, отсутствием упорядоченной системы учета объектов недвижимости и регистрации прав на них, что сдерживает вовлечение земли и другой недвижимости в хозяйственный оборот и приводит к недополучению значительных объемов финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней.
Сегодня объективно требуется существенное изменение законодательства в части приведения в соответствие жилищного, градостроительного и земельного законодательства с целью урегулирования процедуры предоставления земельных участков для строительства, упрощения перевода земель различных категорий в земли населенных пунктов, включая совершенствование процедур расширения, при необходимости, границ населенных пунктов, формирования новых населенных пунктов на территориях муниципальных образований, межевания территорий, в том числе занятых многоквартирными жилыми домами.
Еще одной не отрегулированной на федеральном уровне проблемой является отсутствие требований к сдаче градостроительной документации. Необходимо четко сформулировать требования по передаче заказчику электронной базы данных документов территориального планирования, что позволит на всех уровнях власти иметь объективную, оперативную информацию. Структура базы данных, формат данных, используемые классификаторы и справочники должны быть регламентированы на федеральном уровне.
В действующем законодательстве не предусмотрено установление публичных сервитутов для целей строительства, эксплуатации, реконструкции и охраны линейных сооружений.
На основании вышеизложенного депутаты Законодательного Собрания Челябинской области обратились с просьбой разработать нормативные правовые акты, направленные на проведение эффективной градостроительной политики.
Обращение к Правительству РФ по вопросу сбалансированного развития новых и ранее застроенных территорий
Обращение к Правительству Российской Федерации о разработке нормативных правовых актов, направленных на организацию и проведение эффективной градостроительной политики, обеспечивающей сбалансированное развитие новых и ранее застроенных территорий подготовили депутаты комитета Законодательного Собрания Челябинской области по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному хозяйству