Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин провел заседание «круглого стола» на тему «О вопросах обоснованности введения уголовной ответственности за самовольную разработку недр и фактическое хищение у государства драгоценных и полудрагоценных камней с нанесением серьезного ущерба природе при их добыче».
В мероприятии участвовали заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Степан Жиряков , представители федеральных и региональных органов государственной власти, бизнес-сообщества, общественных организаций, эксперты.
В круглом столе также принял участие Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области Виталий Курятников.
Олег Цепкин подчеркнул, что ситуация с самовольным пользованием участками недр остается весьма тревожной. По разным оценкам, ежегодная нелегальная добыча угля оценивается в 3 млрд руб., золота добывается 10 тонн или 26,9 млрд руб., янтаря – от 70 тонн и более или от 5,8 млрд руб., нефрита – 2080 тонн или 125 млрд руб., песка, гравия — на сумму 40 млрд руб.
«В настоящее время самая сложная ситуация с незаконной добычей драгоценных и полудрагоценных камней сложилась с янтарем и нефритом. Ежегодно объем их незаконной добычи оценивается примерно в 10 миллиардов рублей. Вполне возможно, что примерно такой же объем камней, добываемых незаконно, просто не регистрируется. Чтобы избежать уголовной ответственности, преступники добывают нефрит и янтарь небольшими партиями», — сказал сенатор.
Олег Цепкин отметил, что размер административных штрафов во много раз меньше, чем стоимость незаконно добытых полезных ископаемых. Экономическую привлекательность самовольной добычи янтаря и нефрита определяет повышенный спрос на них за рубежом.
Участники «круглого стола» обсудили, как работает действующее законодательство об административной ответственности, что нужно совершенствовать в текущем регулировании. Было отмечено, что Уголовным кодексом РФ уже установлена ответственность за ряд деяний, связанных с незаконной добычей полезных ископаемых.
Так, незаконная добыча полезных ископаемых, в частности полудрагоценных камней, как осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии на пользование недрами, сопряженное с извлечением дохода в крупном либо особо крупном размере (свыше двух миллионов двухсот пятидесяти тысяч рублей либо девяти миллионов рублей соответственно) охватывается составом преступления, предусмотренным статьей 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».
Кроме того, в соответствии с частью первой статьи 191 «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга» УК РФ уголовно-наказуемым признается совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством РФ, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере.
При этом под крупным размером для целей данной статьи понимается стоимость имущества, превышающая два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей. Таким образом, этот порог ущерба является основным ограничителем статей УК РФ. Зная этот порог, опытные нарушители специально дробят партии незаконно добытого сырья, подчеркивалось на заседании.
По итогам обсуждения будут подготовлены предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.