Патоличев в Танкограде

Что такое Урал в годы войны – кузница Победы. Сотни заводов строились, восстанавливались и начинали работать не за годы – за месяцы. Весь фронт с надеждой смотрел на Урал. Больше, больше танков!

Что такое Урал в годы войны – кузница Победы. Сотни заводов строились, восстанавливались и начинали работать не за годы – за месяцы. Весь фронт с надеждой смотрел на Урал. Больше, больше танков!

За годы войны в Челябинской области были введены в строй шесть доменных печей, пять коксовых батарей, двадцать восемь мартеновских и электросталеплавильных печей, восемь прокатных и трубопрокатных станов, Чебаркульский металлургический завод, Челябинская ТЭЦ, Челябинский металлургический комбинат и его рудная база – Бакальское месторождение, Уральский автомобильный завод в Миассе, заводы по производству боеприпасов, в том числе реактивных снарядов. Организован выпуск танков Т-34 и ИС, самоходных артиллерийских установок и многих других видов вооружения и военной техники. 

В Танкограде

В Челябинск Николай Патоличев прилетел в морозный первый день нового 1942 года. Был он уже закаленным войной и «понюхавшим пороху» человеком. На посту первого секретаря Ярославского обкома партии ему, 33-летнему, в первые месяцы войны приходилось принимать тяжелые решения, связанные с эвакуацией людей и предприятий, защитой города и его населения от наступающих фашистов. Это был почти фронт. Когда стало понятно, что городу не устоять, Николай Патоличев рвался воевать, но партия решила, что он нужен в тылу. «Твой фронт – Южный Урал», – сказал И. В. Сталин.

Первая задача, которая стояла перед ним, – разместить эвакуированное оборудование, людей, запустить производство. Огромная ответственность и большие заботы легли на плечи только что назначенного первого секретаря. Ежедневные, а часто по несколькураз в день, заседания бюро обкома. Решения приходилось принимать оперативно, без раскачки, и часто менять, в зависимости от обстановки. Ночью тоже не до отдыха – поездки по объектам. Особое внимание – оборонным заводам и строительным площадкам новых промышленных предприятий. Выступить перед воинскими частями, отправляющимися на фронт, обеспечить население питанием, эвакуированных людей жилой площадью – всем этим надо было заниматься ежедневно, ежечасно, каждую минуту. Он, как уполномоченный Государственного комитета обороны и первый секретарь обкома партии, отвечал за все участки военно-хозяйственной работы. Для оперативного управления в обкоме партии были созданы новые отраслевые отделы: электростанций, боеприпасов, танковой, авиационной, местной, пищевой промышленности, торговли и общественного питания. Но самое главное – фронту все больше и больше требовалось вооружения и боеприпасов!

Николай Семенович вспоминал о строительстве эвакуированного завода в Чебаркуле: «Перед отъездом на Урал мне сказали в Центральном комитете, что строительство Чебаркульского завода по своей срочности и важности несравнимо ни с чем. Может быть, слова “кубический метр земли”, “квадратный метр производственной площади”, “кубометр бетона”, “тонна веса металлоконструкций” звучат не так, как терминология, применяемая в бою, на войне. Но, зная, в каких условиях строился Чебаркульский завод, какого напряжения он требовал от людей, я беру на себя смелость сказать, что здесь было, как на передовой. Здесь проходила линия фронта – так считали труженики этого боевого участка советского тыла. Работали они круглосуточно, непрерывно. В трескучие уральские морозы днем и ночью горели сотни костров. В середине марта 1942 года завод вступил в строй и выдал первую продукцию. А еще месяц назад застучали молоты в цехах, хотя крыш у цехов еще не было». 

Министр внешней торговли СССР Н. С. Патоличев осматривает тяжелый автогрейдер ДЗ-98 Челябинского завода дорожных машин им. Колющенко на Международной выставке дорожно-строительной техники в Лужниках. Москва, не ранее 1972 г.

Министр внешней торговли СССР Н. С. Патоличев осматривает тяжелый автогрейдер ДЗ-98 Челябинского завода дорожных машин им. Колющенко на Международной выставке дорожно-строительной техники в Лужниках. Москва, не ранее 1972 г. 

Танкисты-добровольцы

Особый Уральский добровольческий танковый корпус – еще один огненный рубеж Николая Патоличева. Он был одним из инициаторов создания корпуса. В кратчайшие сроки, с марта до конца мая 1943 года усилиями трудящихся Челябинской, Свердловской и Молотовской (Пермский край) областей был сформирован, оснащен личным составом, оружием и техникой Особый Уральский добровольческий танковый корпус. Челябинская область в состав корпуса подготовила 244-ю танковую бригаду, 266-ю ремонтную бригаду, 743-й саперный батальон, 64 отдельный бронеавтобатальон, 36 роту подвоза ГСМ, инженерно-минометную роту, роту автотранспорта и подразделение мотострелковой бригады. Специально для корпуса в Златоусте было выпущено 3356 финских ножей (знаменитые «черные ножи»). Танковый дивизион «черных ножей» – так называла немецкая разведка Уральский корпус на Курской дуге летом 1943 года.

Через 20 лет Николай Семенович вспоминал: «Как сейчас помню: улица имени Кирова, проводы танковой бригады. Выстроилась бригада, другие подразделения. И, по-моему, собралось тысяч 45–50 трудящихся со всех городов и районов Челябинской области. Прежде чем вручить наказ, мне, как секретарю областного комитета партии, было поручено произнести речь. Я до сих пор помню это волнение, с которым я произносил речь перед товарищами, идущими на фронт. Надо было сказать так, чтобы это глубоко запало в души, чтобы они тебе поверили, ведь ты от имени партии, от имени народа призываешь их идти на смертный бой. И они это знали. Каждому из них надо было смотреть в глаза». 

Торговля служит делу мира

В послевоенные годы Николай Патоличев отдавал все свои силы и организаторский талант восстановлению разрушенного войной народного хозяйства на Украине, в Ростовской области, в Белоруссии. С 1958 года он в течение 27 лет руководил внешней торговлей СССР, достигнув на этом поприще выдающихся успехов, которые не суждено было никому повторить.

В 1970-е годы внешняя торговля СССР развивалась небывалыми темпами. Крупные контракты были подписаны с Францией. Один из них – о поставках в эту страну в течение 20 лет 2,5 млрд кубометров природного газа в обмен на трубы и оборудование для газопроводов. Другой контракт – с фирмой «Рено» на проектирование, поставку оборудования, монтаж и пуск завода дизельных двигателей для КамАЗа. Долгосрочные взаимовыгодные торговые отношения были установлены с Финляндией, Англией, Италией, Японией, Швецией, США и другими странами. Расширилась торговля с развивающимися странами Египтом, Ираном, Алжиром, Индией, Афганистаном.

Стремительно возрос экспорт энергоресурсов. Была организована поставка нефти и нефтепродуктов на Кубу (1960), заключены масштабные контракты на поставку природного газа с ФРГ (1970), Финляндией (1971) и другими странами. Экспорт природного газа увеличился в 344 раза. В 1970–1980-х годах значительно выросли объемы экспорта ряда черных и цветных металлов, минеральных удобрений, целлюлозно-бумажной продукции, изделий машиностроительного комплекса.

В 1960–1986-х годах в СССР были введены в эксплуатацию 5,5 тысяч заводов и установок на базе импортного комплектного оборудования и в сотрудничестве с зарубежными компаниями. В огромных масштабах осуществлялся импорт сельскохозяйственной техники, семян, кормов, удобрений, в 1980-х годах во все возраставших масштабах – продовольствия, которым Советский Союз себя обеспечить не мог.

 

Галина Кибиткина,

главный археограф ОГАЧО