Мы продолжаем серию публикаций, посвященных 20-летию образования Законодательного Собрания Челябинской области. О том, с чего начинался областной парламент, вспоминают депутаты первого созыва Челябинской областной Думы.
Воспоминания* были собраны в 2013 году на начальном этапе подготовки к 20-летию Законодательного Собрания Челябинской области. Мы разработали анкету-опросник из 17 вопросов, которую разослали депутатам Законодательного Собрания всех пяти созывов – это почти 150 человек.
Первые два вопроса уточняли биографические сведения о депутате, следующий блок касался выборов в областной парламент – как проходили и чем запомнились, несколько вопросов затрагивали темы отношения общества к депутатам Законодательного Собрания, выполнения наказов избирателей. И, наконец, последний блок вопросов – о политических объединениях (фракциях) в областном парламенте, о заседаниях и проходивших дискуссиях, наиболее ярких событиях и значимых законах.
Мы благодарны всем депутатам областного парламента, которые поделились своими воспоминаниями, и ответили на вопросы анкеты. Некоторые из воспоминаний были уже опубликованы на страницах газеты Законодательного Собрания Челябинской области «Парламентская неделя».
Воспоминания, публикуемые ниже, даны не в полном объеме.
Белехов Игорь Леонидович, депутат Челябинской областной Думы первого созыва, активно работал в составе комиссий по бюджету, экономике и социальной политике.
- Выборы в областную Думу запомнились большим количеством встреч с избирателями, посещением предприятий области, возможностью общения с широким кругом абсолютно разных людей, в голосе каждого из которых звучали горечь, злость, надежда…
Еще вспоминается искренняя поддержка коллег по работе из Фонда имущества Челябинской области. Первые пробы избирательных технологий – в моем случае завораживающий девичий голос, звучащий по радио: «Игорь Белехов! Это – ваш выбор!» Знакомые говорили, что действительно «пробивало»!
И знаменитый мультик «Ноги, крылья и хвосты» вместо промо-ролика кандидата. Сами себе имиджмейкеры. Но ведь работало!
Отношение общества к депутатам первого созыва было скорее уважительно-снисходительным. Мол, ну что вы можете пятнадцать-то человек. Ну и наверное все-таки требовательное – избрали, давай работай, чтобы нам жилось хорошо.
Несмотря на явное преимущество существующей власти и возможность административного давления, выборы показали наличие достаточно весомой доли граждан, поддерживающих старый советский строй. Это было очевидно и в раскладе сил в Думе – напополам. И управлять таким составом мог не просто исполнитель воли правящей власти, а человек, способный найти разумный компромисс. Таким человеком и стал Виктор Федорович Давыдов.
Как таковых (с названиями, лидерами) фракций не было. Однако наивно полагать, что депутаты действовали сами по себе. Союз промышленников и предпринимателей области сплотил депутатов-промышленников, а бывшие руководители советов и исполкомов объединились сами, прекрасно владея навыками политических игр и будучи явными избранниками народа.
Я был «свободным» депутатом и кроме депутатских обязанностей выполнял свои, государственные. О нормировании рабочего дня было забыто еще в 1992 году, когда органы приватизации, в которых я служил, засверкали на острие экономических реформ тех лет. Памятуя о том, что «объять необъятное» невозможно, я строил для себя график работы, заседаний, встреч с избирателями и прочее, и старался просто честно его исполнять. Главы городов и районов помогали организовывать встречи в администрациях, заводчане принимали прямо на производстве, иногда было удобно совмещать такие встречи и с руководителями производств, и с рабочими, директоров тогда уже не боялись, «правду-матку» резали так, что только держись. А как это умеет делать рабочий класс я познал еще после института, работая начальником смены Челябинского меткомбината.
Заседания Думы были возможностью каждого, а особенно оппозиции власти, обратить на себя внимание. Иногда это было просто «выступление ни о чем на публику», иногда нерешение каких-то вопросов в пользу избирателей того или иного депутата вызывало открытый демарш против принятия важных документов. Так что страсти кипели порой нешуточные, а если вспомнить, что голоса делились практически поровну… В общем, нервишек друг другу и властям попортили мы изрядно. С непопулярными решениями было по-моему достаточно просто: поддерживающих и понимающих необходимость таких решений всегда было большинство.
Из наиболее ярких событий запомнились выборы первого председателя Думы, его смещение и выборы В.Ф. Давыдова, приезд Президента Б.Н. Ельцина, Е.Т. Гайдара…
Рашников Виктор Филиппович, депутат Законодательного Собрания Челябинской области I–V созывов.
На Магнитогорском металлургическом комбинате прошел все ступени трудового пути: от слесаря цеха по ремонту металлургического оборудования до генерального директора ОАО «ММК», председателя Совета директоров ОАО «ММК».
- В первом созыве было всего 15 депутатов, которые в непростой политической и экономической ситуации закладывали основы регионального законодательства. Впервые был сформирован и принят бюджет Челябинской области. Времени на раскачку не было: спустя месяц после формирования Думы уже приняли первые в истории Челябинской области законы. Все было впервые, не обходилось и без горячих дискуссий, споров и довольно жесткой полемики. Это касалось и бюджетных вопросов и важнейшего закона – Устава области. Мы понимали: полемика должна быть конструктивной, иначе невозможно двигаться вперед. И в апреле 1995 года Устав области был принят.
В 1994 году наша страна только-только встала на путь демократического развития. Все было новым и во многом непонятным. Были разрушены прежние экономические и социальные отношения. Предстояло заново выстраивать ·политические конструкции, формировать законодательную базу. Пустые потолки магазинов заставляли людей думать об элементарном выживании: как накормить и одеть свои семьи. И те, кто шел на выборы кандидатами в депутаты, отдавали себе отчет в том, что избиратели будут требовать незамедлительного решения именно этих самых насущных вопросов. На волне демократических реформ во власть стремились попасть те, кто спекулировал на настроениях избирателей, занимаясь откровенным популизмом.
От нас ждали помощи и поддержки в решении многочисленных проблем, зачастую частного порядка. В те годы у избирателей не было полного понимания, в чем миссия и главная задача депутата ЗСО. Ведь областной депутатский корпус должен был определять стратегические пути развития региона, создавать для этого законодательную базу, корректировать ее с учетом изменяющегося федерального законодательства, бюджетных возможностей и обязанностей. Наш регион промышленный - важно создавать и развивать благоприятные условия для развития промышленных предприятий, их кооперации.
Скворцов Вячеслав Николаевич, первый председатель Челябинской областной Думы (1994–1995)
- Первое заседание областной Думы, открывшееся 25 мая 1994 года в здании бывшего областного Совета народных депутатов, сразу же показало мне сложность политической ситуации, выявив реальный расклад сил в законодательном органе. Кандидатура депутата от оппозиции Валентина Буравлева стала реальной альтернативой. При тайном голосовании за меня проголосовали 8 депутатов, за В.И. Буравлева – на один голос меньше. Таким образом, установившийся накануне заседания баланс сил претерпел существенные изменения.
Позднее кое-кто из депутатов от оппозиции пытался упрекнуть меня в нарушении «пакетного соглашения» о разделе руководящих постов в Думе, якобы заключенного сразу же после обнародования результатов выборов в областную Думу. Скажу сразу: никакого соглашения не существовало. Более того, мое решение диктовалось условиями нормальной политической борьбы. СПП получил серьезную поддержку избирателей и стал, по сути, «партией власти», имея большинство в законодательном органе области и своих представителей в Федеральном Собрании.
Мое решение из вариативного стало окончательным в тот момент, когда я почувствовал поддержку со стороны своих коллег-промышленников, избранных депутатами. В конце концов, директора предприятий, как и все население области, просто устали от бессмысленного противостояния между ветвями власти и порожденными политической борьбой проблемами. Выбор, сделанный мной в пользу Думы, был обусловлен стремлением устранить противоречия между законодательной и исполнительной властью, сцементировать в единое целое государственную власть и начать полноценную работу на благо родного края.
Первое заседание Думы продемонстрировало всю сложность поставленной передо мной задачи. Мы действительно были первыми депутатами первого в истории области парламента, и каждому из нас приходилось принимать для себя трудное, но важное решение.
Итоги Первой думы
Удалось за короткий срок сформировать компактный и профессиональный аппарат областной Думы. Сильнейшие правоведы и юристы были привлечены к работе государственно-правового управления, активно работал пресс-центр, благодаря которому население области имело возможность получать полную и нефильтрованную информацию о деятельности народных избранников. Были сформированы три постоянные комиссии областной Думы: по законодательству и местному самоуправлению, по финансово-бюджетным и социальным вопросам, экономической политике. Уже на третьем заседании Думы была создана комиссия по выработке проекта нового Устава (Основного Закона) Челябинской области. Спустя месяц после начала работы депутаты приняли первые в истории области законы: «О статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области» и «О порядке опубликования и вступления в силу законодательных актов Челябинской области». Наконец 21 июля 1994 года был принят основной финансовый закон – бюджет области.
Сподарь Владимир Григорьевич, депутат Челябинской областной Думы, Законодательного собрания Челябинской области второго созыва.
- Первая сессия прошла сразу же после избрания депутатского корпуса, чуть ли не на третий день. Первым постановлением утвердили состав депутатов, вторым – председателя Думы…
Заседания комитетов проходили чуть ли не каждую неделю. На сессии собирались раз в месяц. Первый закон, который мы приняли, – бюджет области, и то только его расходная часть. Впервые управления администрации области (сегодняшние министерства) получили деньги, которые распределили депутаты.
Вторым документом приняли Устав Челябинской области. Прения по этому вопросу шли с 10 до 22 часов. Третий знаковый закон касался статуса депутата, его прав и обязанностей.
Нас было так мало, что каждый депутат был в трех комитетах. Поэтому нагрузка была очень высокая. Я возглавлял комитет по Регламенту, и точно знаю, что ни один из депутатов не пропустил ни одной сессии. А еще каждый депутат вел в своем округе прием граждан. У меня в округе было семь районов, поэтому удавалось только за полгода объехать избирателей, чтобы рассмотреть их обращения.
В Думе первого созыва сложилась хорошая традиция проводить выездные сессии. В течение года каждый депутат приглашал своих коллег в округ, где каждый мог ознакомиться с состоянием дел отдельного района. Подобные совещания сплотили нас. До сих пор мы поддерживаем связь.
________________________________
* Воспоминания – это повествование о событиях личной и общественной жизни, свидетелем которых был их автор. Они, вне сомнения, являются важным «живым» источником, рассказывающим о событиях 20-летней давности, по историческим меркам совсем недавнего прошлого, иллюстрируют взгляд и отношение к ним мемуариста, помогают воссоздать атмосферу и обстановку тех лет. Но, вместе с тем, в них могут встречаться некоторые протокольные неточности и тенденциозность изложения.