В истории избирательных кампаний советского периода выборы 10 февраля 1946 года по праву занимают особое место. Это были первые выборы, проводимые в СССР спустя несколько месяцев после окончания войны, когда разрушительные последствия еще не были преодолены, страна находилась в тяжелом социально-экономическом состоянии. А потому первые послевоенные выборы в Верховный Совет СССР, а вслед за этим и в местные Советы должны были стать общенародным «вотумом доверия» руководству страны.
Подготовка к выборам
Подготовка к выборам началась в октябре 1945 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1945 года «О проведении выборов в Верховный Совет СССР» выборы депутатов Верховного Совета второго созыва были назначены на 10 февраля 1946 года. 11 октября 1945 года было утверждено Положение о выборах в Верховный Совет СССР. Была создана Центральная избирательная комиссия. В регионах тоже организовывались избирательные комиссии, которые формировали списки избирателей.
Кого вносить в списки избирателей? Этот вопрос встал перед органами власти и осложнял работу подготовки к выборам. Дело в том, что в СССР появились новые категории населения: бывшие военнопленные, перемещенные лица, насильственно депортированные народы. В Челябинской области эти категории населения тоже имелись. К примеру, среди строителей (спецконтингент) Челябинского металлургического завода, шахтеров Копейска и Коркино были депортированные немцы, финны, румыны и др.
В этой связи Президиум Верховного Совета СССР закрытыми постановлениями принял ряд разъяснений. Так, постановлением от 1 декабря 1945 года было установлено, что «граждане СССР, переселенные в военное время из одних районов СССР в другие, – немцы, калмыки, карачаевцы, балкарцы, чеченцы, ингуши, крымские татары, а равно и другие спецпоселенцы вносятся в списки избирателей на общих основаниях». Другим постановлением разъяснялось, что в списки избирателей на общих основаниях вносятся советские граждане, репатриированные и направленные к месту своего жительства, а также находящиеся в пунктах сбора (т.е. в фильтрационных лагерях).
Несмотря на сложную ситуацию в стране, подготовка к выборам велась широким маршем.
ВКП(б) и выборы. Мониторинг настроения населения
За годы войны опыт проведения выборов был утрачен, кадров, участвовавших в выборной кампании конца 1930-х годов, в Челябинской области осталось мало, они частью погибли во время войны, частью оставались в армии или мигрировали в другие территории. Все эти изменения требовали организации всей работы по подготовке и проведению выборов «с нуля». Поэтому по сравнению с выборами 1937 года, выборы 1946 года оказались под более жестким контролем партии. С другой стороны, ВКП(б) была единственной политической силой, которая могла взять на себя не только руководство выборной кампанией, но и поднять страну из военной разрухи. В связи с этим так важно было для партии задействовать все политические и административные резервы для подготовки выборов.
Чтобы не упустить своего влияния на население, обком партии требовал от нижестоящих парторганизаций постоянных отчетов о политической обстановке, о настроениях трудящихся. Так, в отчете о настроениях трудящихся города Копейска можно прочитать, что ситуация в основном спокойная. Развернуто социалистическое соревнование, стахановцы перевыполняют производственные нормы. Характеристикой здорового отношения трудящихся служат такие высказывания: «Я выполняю задание на 200–220%, но и это не предел, я буду стараться дать еще лучшие результаты». Среди демобилизованных солдат и офицеров преобладали такие разговоры: «Плохо сделали, что после взятия Берлина не разгромили союзников, не сбросили их в Ла-Манш. Сейчас Америка бы не бряцала оружием». Многие граждане интересовались: «Почему СССР берет на себя обязательства по поставкам хлеба иностранным государствам, когда наш народ голодает?».
Но особенно скрупулезно партийные организации отслеживали отрицательные высказывания, чтобы пресечь все случаи негатива. Через своих помощников на избирательных участках им приходилось ликвидировать «узкие места» – работать с недовольными.
Были и другие высказывания, подпадающие под антисоветские проявления. За такие речи в то время людей могли привлечь к уголовной ответственности.
Тем не менее, все эти высказывания выражали настроения населения, являлись самой распространенной формой общественных эмоций, мнений, отражали не только проблемы избирателей, но и уровень их конформизма, политической грамотности и сознательности.
Было немало случаев, когда избирательные комиссии конкретно помогали решать важные вопросы жизнеобеспечения. Так, Челябинская городская комиссия по выборам обратилась в отдел социального обеспечения с просьбой оказать материальную помощь Насыровой Хабинисе, муж и сын которой погибли на фронте. Она нуждалась в одежде и обуви.
Нерушимый блок коммунистов и беспартийных
Выборы 1946 года, как и все советские выборы, были безальтернативными: голосование осуществлялось за одного кандидата.
В начале января 1946 года началось выдвижение кандидатов в депутаты. Челябинский обком партии давал распоряжения и рекомендации, как и кого необходимо выдвигать в кандидаты: «при выставлении кандидатов в депутаты партийные организации обязаны выступать не отдельно от беспартийных, а сговариваться с беспартийными об общем кандидате, имя в виду, что главное в избирательной кампании – не отделяться от беспартийных. Отдельные от беспартийных выступления коммунистических организаций со своими кандидатами только оттолкнули бы и отделили беспартийных от коммунистов, побудили бы их выдвинуть конкурирующих между собой кандидатов и разбили бы голоса, что на руку только врагам трудящихся».
10 февраля 1946 года в Верховный Совет СССР от Челябинской области было избрано восемь человек, среди них Николай Патоличев, с января 1942 г. по март 1946 года - первый секретарь Челябинского обкома и горкома ВКП(б). Депутатами Верховного Совета СССР также стали председатель Челябинского облисполкома Александр Белобородов, директор Кировского завода (Челябинск) Исаак Зальцман, конструктор танков Жозеф Котин, замминистра черной металлургии СССР Павел Коробов, директор ММК Григорий Носов,сборщица завода № 391 г. Златоуста Ольга Белоусова, председатель колхоза «Красный партизан» Верхнеуральского района Александр Захаров.
Елена Рохацевич, ведущий археограф ОГАЧО