Председатель комитета Законодательного Собрания по экологии и природопользованию Александр Федоров подвел итоги работы комитета в 2012 году и поделился планами работы на 2013 год.
— Александр Анатольевич, над решением каких вопросов комитет работал в 2012 году?
— С моей точки зрения, в работе комитета по экологии и природопользованию важно было выйти на поиски решения экологических проблем, которые особенно остро обозначились за последнее время: продолжить работу в вопросах охраны окружающей среды и здоровья населения, совершенствования экономических механизмов обеспечения рационального природопользования и внедрения экологически чистых технологий.
К наиболее важным вопросам, рассмотренным на комитете, я отношу совершенствование законодательства в сфере социальной защиты граждан, пострадавших от радиационных аварий, и в сфере обеспечения пожарной безопасности в области, работу по гарантированному обеспечению водой населения в маловодные периоды и защите от чрезвычайных ситуаций в сфере водообеспечения, улучшение состояния водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, и очистных сооружений канализации Челябинской области, рассмотрение вопросов, связанных с развитием минерально-сырьевой базы полезных ископаемых Челябинской области.
В 2012 году состоялось 12 заседаний комитета по экологии и природопользованию, на которых рассмотрено 55 вопросов. Подготовлены к рассмотрению и приняты 56 нормативных правовых актов Челябинской области, в том числе 10 законов и 46 постановлений Законодательного Собрания. Кроме того, по представлению комитета принято 12 решений президиума Законодательного Собрания. Но дело не в количестве принятых документов, а в их качественном наполнении.
Активное участие в законотворческой деятельности комитета принимали такие опытные и ответственные депутаты, как Борис Мурашкин, Александр Вольхин, Валерий Галеев, Владимир Перезолов. Благодаря им многие законотворческие инициативы обрели статус законов Челябинской области
— Какие вопросы Вы считаете были наиболее проблемными для нашей области в прошедшем году?
— На первый план в нашей работе вышли вопросы пожарной безопасности Челябинской области, регулирования водных отношений и переработки промышленных и бытовых отходов, их вторичного использования.
─ Чем вызвано такое внимание к пожарной безопасности в области?
Чрезвычайно засушливое лето, повышенная пожароопасная обстановка в регионе, лесные пожары – все это стимулировало нашу работу над законом «О пожарной безопасности в Челябинской области». Приоритетными направлениями нашей работы были вопросы создания и деятельности противопожарной службы Челябинской области, улучшение обеспечения пожарной безопасности на территории Челябинской области и развитие противопожарной службы.
Депутаты обратили особое внимание на расширение социальных гарантий работникам противопожарной службы Челябинской области – пенсионное обеспечение, страхование от укуса клеща, доведение уровня единовременных пособий работникам до уровня федеральной противопожарной службы. Это связано с тем, что работники противопожарной службы Челябинской области осуществляют тушение пожаров так же, как и работники федеральной противопожарной службы, и несут аналогичные риски для жизни и здоровья.
— Проблема переработки промышленных и бытовых отходов стала общероссийской. Что делается в этом направлении в Челябинской области?
Ни для кого не секрет, что значительной экологической проблемой являются свалки бытовых отходов и отсутствие полигонов для их размещения. А ведь по статистике ежегодно количество отходов увеличивается на 1–2 процента. Сегодня более четырех миллиардов тонн промышленных отходов могут быть пущены на переработку.
Чтобы повысить заинтересованность предприятий в переработке отходов, стимулировать внедрение малоотходных технологий, потребовалось изменение регионального законодательства – нами в конце 2012года принят закон Челябинской области «Об отходах производства и потребления». Теперь слово за практическим применением закона. Безусловно, процесс утилизации и переработки отходов производства многозатратный и одним предприятиям с этой задачей не справиться. Мы надеемся на помощь государства – в виде разработки общегосударственной программы по переработке отходов производства.
В законе прописаны меры экономического стимулирования для предприятий, внедряющих новые инновационные технологии переработки твердых и жидких промышленных и бытовых отходов.
Кроме этого, закон предлагает учесть все отходы, образующиеся на территории Челябинской области, путем ведения кадастра отходов. Данное мероприятие позволит иметь объективную картину по отходам для принятия решений по их утилизации.
Правительством Челябинской области разрабатывается областная целевая программа по переработке промышленных отходов и необходимо принять меры по ускорению ее принятия.
— «Водный» вопрос в настоящее время стал особенно злободневным. Что предпринимается в нашей области в этом направлении?
— Проблема обеспечения водными ресурсами населения и промпредприятий Челябинской области всегда являлась объектом пристального внимания депутатов областного парламента. Поэтому рассмотрение вопроса о наполняемости поверхностных водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов Челябинской области, проводилось в плановом порядке.
Особую тревогу у депутатов вызывает состояние водоснабжения в городах Златоусте, Миассе, Каслях.
Для водоснабжения города Миасса в основном используется Иремельское водохранилище, емкость которого заполнена на 27 процентов от объема водохранилища при нормальном подпорном уровне, поэтому органам местного самоуправления Миасского городского округа необходимо принять меры по поиску дополнительного источника водных ресурсов для гарантированного водоснабжения города Миасса.
В настоящее время положение с водоснабжением Касли стабилизировалось, в связи с наполнением Зацепинского пруда. Но руководству Каслинского муниципального района для создания резервного источника водных ресурсов необходимо организовать работу насосно-фильтровальной станции на озере Киреты в соответствии с требованиями по водоподготовке. Также остро стоит вопрос в Златоусте о создании резервного источника водных ресурсов.
До начала половодья 2013 года питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение городов Бакал, Бреды, Златоуст, Кыштым, Магнитогорск, Нязепетровск, Сатка, Троицк, Челябинск и Южноуральск будет осуществляться в штатном режиме и полном объеме. 18 поверхностных водных объектов из 19 заполнены до отметок уровней, обеспечивающих нормальное водопотребление в этих городах.
В 2012 году выполнялись мероприятия областной программы «Чистая вода». Это строительство новых очистных сооружений канализации в городах Аше, Верхнем Уфалее, Карабаше, Катав-Ивановске, Чебаркуле, Еткульском районе. Следует отметить, что в водные объекты с очистных сооружений сбрасывается более 60 процентов загрязненных вод от их общего объема. По данным природоохранных органов, только 11 сооружений из 73 обеспечивают нормативную очистку стоков перед их сбросом в водоемы. В связи с этим, выполнение данной Программы на контроле депутатов. На ее реализацию получены 144,6 млн рублей субсидий из федерального бюджета, а также направлены 109,2 млн рублей из областного бюджета. Однако, к строительству новых очистных сооружений и реконструкции действующих объектов необходимо привлекать инвесторов, только за счет бюджетных средств эту дорогостоящую проблему не решить.
Кроме того, Правительством области принята программа «Развитие водохозяйственного комплекса Челябинской области» до 2015 года. Она содержит два блока. Первый – мероприятия по реконструкции гидротехнических сооружений, другой – мероприятия, направленные на обеспечение защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. В областном бюджете 2013 года на данные мероприятия предусмотрено 39,1 млн рублей.
— Александр Анатольевич, как реализуются мероприятия, направленные на улучшение качества жизни людей, пострадавших от радиоактивного загрязнения?
В 2012 году на мероприятия областной программы по преодолению последствий радиационных аварий выделено 56 млн рублей из федерального и областного бюджетов. Депутаты отметили, что весь объем средств, предусмотренных на выполнение мероприятий программы направлен на финансирование капитальных вложений по направлению – обеспечение радиационной безопасности населения территорий, подвергшихся радиационному воздействию. Это позволило завершить работы по строительству газопровода к селу Татарская Караболка, продолжить работы по строительству водопроводных сетей в селе Большой Куяш, начать работы по реконструкции внутрипоселковых дорог в селе Русская Теча, по строительству канализационной насосной станции в поселке Новогорный Озерского городского округа, выполнить проектно-изыскательские работы для строительства газопровода в селе Татарская Караболка, разработать проектно-сметную документацию на строительство внутрипоселковых дорог и водопровода в поселке Метлино, водопровода в селе Нижнепетропавловское.
Однако, по нашему мнению незаслуженно не получили финансирование такие направления программы как охрана здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и их потомков первого и последующих поколений, развитие системы радиационного мониторинга на территориях районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и комплексная оценка воздействия на население неблагоприятных факторов окружающей среды, информационное обеспечение населения.
И если, в связи с дефицитом бюджета, с приостановкой финансирования информационного обеспечения населения и развитием системы радиационного мониторинга можно смириться, то на охрану здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию, деньги необходимо выделять. Поэтому депутаты рекомендовали Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области продолжить работу по возобновлению финансирования мероприятий программы по охране здоровья граждан, подвергшихся радиационному воздействию.
В 2012 году в Программу дважды внесены изменения по уменьшению объемов (на 35,8 процента) средств федерального бюджета на финансирование Программы, поэтому мы рекомендовали Министерству по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области принять меры по привлечению средств федерального бюджета на выполнение в 2013 году мероприятий Программы в полном объеме.
Комитетом по экологии подготовлены два проекта федеральных законов о внесении изменений в Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
Первым проектом федерального закона предлагается дополнить указанный Федеральный закон новыми категориями граждан. Это более 6000 граждан, получивших сверхнормативное облучение, так как проживали в 1957–1962 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Для них предлагается установить меры социальной поддержки.
Вторым проектом федерального закона предлагается предоставлять меры социальной поддержки детям третьего и последующих поколений, которые могут страдать заболеваниями из-за радиационного воздействия на их родителей. Сейчас такие меры предоставляют детям только первого и второго поколений граждан, указанных в Федеральном законе. В случае принятия «маяковские» дети будут уравнены в правах с детьми, пострадавшими в результате чернобыльской катастрофы.
К сожалению, заключения на проекты федеральных законов Правительством Российской Федерации даны отрицательные. Работу по данным вопросам планируем продолжить с Государственной Думой.
— Каковы планы работы комитета в текущем году?
Текущий год в России объявлен Годом охраны окружающей среды и это хорошая возможность, чтобы сделать реальные шаги в плане снижения техногенной нагрузки на окружающую среду. Всегда непросто обеспечить баланс в одновременном решении проблем сбережения природы, роста экономики и права каждого человека на благоприятную окружающую среду.
В современных условиях необходимо стимулировать процесс развития региона по пути гармонизации интересов развития экономики и требований экологической безопасности. Поэтому важно определить стимулы и направления деятельности предприятий по экологическому оздоровлению.
Следует отметить положительные результаты в деятельности промышленных предприятий Челябинской области по снижению негативного воздействия на природные среды – объем выбросов загрязняющих веществ за последние 20 лет сократился в два раза. За 10 лет количество компаний, имеющих источники сверхнормативных выбросов, сократилось с 42 до 4, а в 2015 году предприятий, имеющих сверхнормативные выбросы, в области не будет. На предприятиях Челябинской области за последние годы вступили в строй действующих современные производства на основе экологически чистых технологий, такие как стан 5000 на ОАО «ММК», цех «Высота 239» на ОАО «ЧТПЗ», рельсобалочный цех на ОАО «ЧМК» и другие.
За счёт строительства новых технологических производств, обеспеченных полным комплексом природоохранных объектов идет планомерное снижение воздействия на окружающую среду.
На территории Южного Урала расположены замечательные уголки уральской природы , которую не случайно окрестили «уральской Швейцарией». Около 10 процентов площади области составляют памятники природы, сохранить их для будущих поколений наша первостепенная задача. Законодательное Собрание области утвердило границы 74 из 137 существующих памятников природы. А в соответствии с действующим законодательством об особо охраняемых природных территориях, утверждение границ памятника природы является основанием для прекращения использования земельных участков в целях, не соответствующих режиму особой охраны и использования памятника природы. В 2013 году мы продолжим работу в этом направлении.
Сегодня мы приступили к реализации очень важных задач для Челябинской области. Среди них – увеличение продолжительности жизни людей, улучшение ситуации с рождаемостью, снижение смертности, заболеваемости населения. И без принятия конкретных мер по защите среды обитания решение этих задач невозможно.