Во время интервью Владимир Мякуш подвел итоги законотворческой деятельности регионального парламента шестого созыва, поделился планами на будущее. Какие законы были самыми резонансными? Какие вызовы возникали перед депутатским корпусом, как удавалось на них отвечать? На эти и другие вопросы ответил спикер областного парламента.
— Если оглянуться на начало созыва, вспомним: депутаты приступили к работе, когда нужно было адекватно отвечать на западные санкции. В 2020 году, на исходе созыва, пандемия коронавируса также потребовала решительных действий. Как удалось справиться с этими вызовами?
— На каждом историческом этапе — свои вызовы. Да, мы боролись с санкциями, принимая региональные законы, направленные на преодоление экономических последствий. Сейчас время другое, и оно ставит другие задачи. Сегодня депутаты совместно с губернатором Алексеем Текслером работают, как единый слаженный механизм. Глава области ввел практику регулярных встреч с парламентариями, которые передают наказы жителей. Такая форма работы сближает власть с людьми.
Законодательная и сполнительная власть работали в одной команде, чтобы с наименьшими потерями преодолеть последствия пандемии. Мы приняли ряд областных законов в развитие федерального законодательства, создавая условия для поддержки бизнеса в области. Но главным образом для того, чтобы помочь пережить эту ситуацию южноуральцам. Речь, конечно, о решении социальных вопросов. Мы не только сохранили все выплаты и льготы, о чем говорил глава государства, но и увеличили объем региональной поддержки. Так, на фоне роста суммы федерального материнского капитала для многодетных семей в Челябинской области был увеличен размер регионального маткапитала до 100 тысяч рублей. А вместе с тем расширены и возможности направления средств. Теперь эти деньги можно направлять на строительство жилого дома, его реконструкцию, подключение к коммуникациям либо на погашение кредита или займа на строительство жилого помещения.
Мы приняли закон, согласно которому южноуральские семьи с величиной дохода ниже прожиточного минимума с 1 июня 2020 года получают из областного бюджета ежемесячные выплаты в размере 5350 рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет. Всего на поддержку семей с детьми в период пандемии выделено порядка 893 млн рублей, в том числе 357 миллионов — из бюджета области.
Особое внимание — людям старшего поколения. Ветеранам труда Челябинской области проведена индексация ежемесячной выплаты. Осуществлены выплаты ко Дню Победы участникам Великой Отечественной войны по 75 тысяч рублей и труженикам тыла по 50 тысяч рублей.
На передовой борьбы с коронавирусом оказались медработники. Мы им очень признательны и благодарны. Медикам в регионе оказана значительная поддержка. Выплаты начались с 21 марта, причем по решению областного правительства осуществляются и тем категориям, которые, возможно, и не контактируют напрямую с заболевшими, но, например, проводят тестирование, как лаборанты. К слову сказать, порядка пяти тысяч медработников, которые не попали в критерии федеральных выплат, получили доплаты из регионального бюджета.
Более 46 000 многодетных семей в период пандемии коронавирусной инфекции получили единовременную выплату в размере 5000 рублей.
— Как особые условия работы повлияли на деятельность депутатского корпуса? Как теперь строится работа Законодательного Собрания?
— Угроза распространения коронавирусной инфекции, конечно, внесла коррективы в работу Законодательного Собрания. Однако в особых условиях эффективность и оперативность действий органов власти должна быть наиболее высокой. Ответственность только возрастает. Депутатский корпус и аппарат Законодательного Собрания освоили работу в режиме видео-конференц-связи. Парламентарии не прекратили и свою работу в округах, не потеряли связь с избирателями. Многие из моих коллег работали в волонтерском центре, помогали людям, которые оказались в самоизоляции. Вообще, хочу отметить, что это время стало испытанием и проверкой для нас, и во многих оно проявило в людях лучшие качества — сострадание, милосердие, доброту. Это время нас сплотило.
Но коронавирус уйдет, а некоторые формы дистанционной работы, освоенные в этот период, останутся. Тем более, уже сейчас обсуждается применение в рамках единого дня голосования тех же форм, которые были применены на общероссийском голосовании по поправкам к Конституции.
— К слову о поправках. Как сегодня, после их одобрения россиянами, строится работа федеральной группы, членом которой вы являетесь?
— Президент России обратился 15 января к Федеральному Собранию с посланием, где высказал идею об изменении Основного Закона страны, а 16 января рабочая группа уже провела первое заседание. Действительно, это была интенсивная работа, в рамках которой мы рассмотрели свыше тысячи предложений. При этом Владимир Владимирович Путин заявил, что поправки вступят в силу, только если россияне их поддержат. Первого июля состоялось общероссийское голосование, по итогам которого жители нашей страны выразили свое одобрение конституционным изменениям, и сегодня требуется продолжение работы на законодательном уровне. Да, поправки вступили в силу, однако порядка 100 законов, принять которые требуется в продолжение поправок, именно сейчас и разрабатываются. Поэтому на недавнем заседании группы с участием президента было решено продолжить работу.
Мы и на региональном уровне сейчас составляем перечень законопроектов, которые должны принять в развитие поправок, и будем вносить их совместно с губернатором.
— Наверняка львиная доля этой работы придется уже на седьмой созыв Законодательного Собрания. Что бы вы пожелали новому созыву в этом плане? Какие бы рекомендации дали?
— На протяжении шести созывов, несмотря на то, что в его состав входили представители разных фракций, Законодательное Собрание всегда отличала обстановка взаимопонимания и работоспособности. Мы много спорили, много дискутировали, но когда требовалось принять закон, проявив ответственность, депутаты ее проявляли. В шестом созыве мы ввели для себя норму — советоваться с жителями по общественно-резонансным законам. На официальном сайте размещался проект закона; в Законодательном Собрании создавались рабочие группы, в которые входили представители широких слоев населения; работали горячие линии, собиравшие предложения; только после этого принималось решение. Все жители, желавшие поучаствовать наравне с депутатами в разработке закона, получали такую возможность. Считаю, что такая система должна сохраниться. Но в первую очередь, конечно, должна быть конструктивная работа на уровне всех фракций. Не всегда точки зрения могут совпадать, но компромисс находить нужно. Если седьмой созыв продолжит эти традиции, значит шестой созыв отработал не зря. Надеюсь, депутаты, которых изберут южноуральцы, будут соответствовать этим требованиям.