В настоящее время в Челябинской области осуществляют деятельность 884 садоводческих и 87 огороднических товариществ, которые объединяют 700 тыс. граждан. Движению садоводства на территории Челябинской области более 50 лет и в результате эксплуатации износ инженерных сетей достигает 70 %, требуется реконструкция водоводов, замена ЛЭП, увеличение мощностей электросетевого хозяйства, ремонт и строительство внутрисадовых и подъездных путей.
Для решения этих проблем требуются большие затраты, но садоводы, огородники и дачники в большинстве своем относятся к категории малообеспеченных граждан. Без должной государственной поддержки и внимания со стороны органов местного самоуправления садоводческие некоммерческие товарищества обречены на постепенное вымирание, что приведет, как следствие, к росту социальной напряженности среди населения.
Данный вопрос рассматривается в Законодательном Собрании Челябинской области не первый год, мониторинг проблем СНТ ведется несколько лет. Наконец-то данной проблематикой заинтересовались и на федеральном уровне, понимая необходимость совершенствования законодательной базы в данной области.
Действующим законодательством предусмотрен ряд мер государственной поддержки СНТ определяющих только право, но не обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления по оказанию помощи СНТ в нормативном содержании их инфраструктуры.
На практике систематическая поддержка оказывается только пенсионерам-садоводам в части компенсации стоимости проезда и освобождения от земельного налога. В областном бюджете на 2011 год размер субсидий СНТ на возмещение затрат по инженерному обеспечению составляет всего лишь 2,3 млн. рублей, что ничтожно мало с потребностью содержать инфраструктуру СНТ в надлежащем состоянии.
В результате проведенного Законодательным Собранием мониторинга представляется целесообразным усовершенствование законодательства о СНТ для приведения его в соответствие с гражданским, градостроительным и налоговым законодательством РФ.
Все эти проблемы развития СНТ и социальной инфраструктуры можно было бы решить путем приравнивания СНТ к городским поселениям (перевода земельных участков СНТ из земель сельхозначения в земли населенных пунктов), одновременно исключив в законодательстве правовую неопределенность о регистрации права проживания в жилом строении и жилом доме, расположенном на садовом и /или огородном земельном участке.
Во-вторых, вместо права закрепить обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по поддержке СНТ в части нормативного содержания подводящих сетей.
На уровне субъектов РФ необходимо разрабатывать целевые программы по развитию и поддержке СНТ.
На местном уровне видится целесообразным оказание органами местного самоуправления поддержки СНТ путем разработки Программ по поддержке развития садоводства и огородничества (например, в городе Магнитогорске такая программа утверждена на 2011-2015 годы, на реализацию которой из местного бюджета предусмотрено выделение средств в размере 9 940 тыс. рублей).