Региональная мониторинговая рабочая группа по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации», которую возглавил председатель комитета Законодательного Собрания по аграрной политике Александр Берестов (фракция "Единая Россия"), провела первое заседание.
Проблеме неэффективного использования земель сельхозназначения уже много лет: еще в 90-е годы прошлого века земельные участки выделялись сельхозпроизводителям в виде наделов. А существовавшая законодательная база не позволяла до конца отрегулировать механизм, который бы обязывал собственников использовать эти земли надлежащим образом.
Причины неиспользования земель сельхозназначения разные – их владельцы либо не в состоянии обрабатывать эту землю, либо заняты другим делом, а собственники больших участков вовсе считают, что смогут ее перепродать как недвижимость. Эту ситуацию можно наблюдать повсеместно по всей территории Российской Федерации.
«Если взять южные районы страны – это Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую область – там обрабатывается почти сто процентов земель сельскохозяйственного назначения. Другая ситуация складывается на Урале и в Сибири, – говорит Александр Берестов. – Надо сказать, что в южных районах Челябинской области земля используется практически на сто процентов. Это Брединский, Варненский, Чесменский, Увельский районы. В остальных территориях процент неиспользуемых земель составляет от двадцати до шестидесяти. Много «бесхозных» земель в Кунашакском районе, их доля составляет почти 70 %, в Аргаяшском районе не используется более 50 % земли. В связи с этим стоит задача в каждом субъекте Российской Федерации и конкретно в Челябинской области снизить количество заброшенных земель и вернуть их в сельхозоборот».
По состоянию на 1 января 2016 года в структуре земельного фонда Челябинской области преобладают земли сельскохозяйственного назначения, их площадь составляет 5173 тыс. га (или 58,4 % от земельного фонда области). В регионе не обрабатывается более 500 тысяч га земли. По подсчетам специалистов, из этой доли около половины можно использовать без больших финансовых вложений. В остальных случаях потребуются затраты на проведение различных работ – выкорчевывание деревьев, мелиоративные мероприятия и так далее.
По словам Александра Берестова, данный закон создал площадку для получения дополнительных доходов от земли: «С принятием по инициативе фракции "Единая Россия" в Государственной Думе федерального закона, направленного на совершенствование порядка изъятия неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, появилась возможность вернуть земли сельхозпроизводителям и в ближайшие несколько лет это произойдет. Земля должна «работать» и приносить доход сельхозпроизводителю, муниципалитету, региону».
В Челябинской области будет проводиться планомерная работа по возвращению и передаче неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения добросовестным арендаторам. В ближайшее время представители регионального министерства сельского хозяйства обсудят этот вопрос на семинаре с главами муниципальных образований. Пустующих и неиспользуемых земель сельхозназначения в регионе быть не должно.
Сегодня члены региональной мониторинговой группы и представители Управления Россельхознадзора по Челябинской области выехали в село Травники Чебаркульского муниципального района. Около 20 процентов земель сельхозназначения в этом районе пока не используются. В июне текущего года управление провело очередную проверку и нескольким физическим лицам было вынесено предписание о введении в сельхозоборот земельных участков. Михаил Лопатин был одним из тех, кто получил предписание, после чего в течение нескольких дней обработал свою долю на земельном участке. «В 2008 году мне был выдан земельный участок площадью 11 га совхозом «Чебаркульский», где я трудился трактористом, – рассказывает Михаил Лопатин. – Возможности обрабатывать его у меня не было. Участок зарос травой, не возделывался. После вынесения предписания землю вспахал и отдал в аренду сельхозкооперативу «Черновской».
СХПК «Черновской» – крупное предприятие по производству молока, там производится около 10 процентов этого продукта в Челябинской области. «Черновской» ежегодно обрабатывает около 25 000 гектаров пашни, на которых выращиваются разнообразные сельскохозяйственные культуры такие, как кукуруза, пшеница, гречиха, а также однолетние и многолетние травы.
Завтра члены региональной мониторинговой рабочей группы посетят несколько земельных участков, которые «Черновской» взял в аренду или выкупил у собственников и ввел в сельхозоборот.
Региональная мониторинговая рабочая группа также приняла решение обратиться к губернатору области с предложением при составлении бюджета на 2017 год учесть необходимость обеспечения соответствующими финансовыми ресурсами прав органов местного самоуправления на приобретение изъятых земельных участков в муниципальную собственность.
В ближайшее время рабочая группа проанализирует законодательство Челябинской области, регулирующее оборот земель сельскохозяйственного назначения, в части определения необходимости его приведения в соответствие с Федеральным законом № 354-ФЗ от 03.07.2016.
Для сведения: Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» был принят на последнем заседании Государственной Думы шестого созыва в июне текущего года и подписан Президентом Российской Федерации 3 июля 2016 года (№ 354-ФЗ).
Законом предусматривается:
- с 5-ти до 3-х лет сокращается срок, по истечении которого неиспользуемый по целевому назначению земельный участок из земель с/х назначения может быть принудительно изъят у собственника;
- предусматривается, что орган земельного надзора, установивший, что собственник земельного участка из земель с/х назначения по-прежнему продолжает не использовать участок или использовать его с нарушением законодательства РФ, несмотря на то, что он ранее был привлечен за это к административной ответственности, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта РФ, который обязан (ранее это было право, а не обязанность) в течение 2-х месяцев со дня поступления к нему таких материалов обратиться в суд с требованием об изъятии участка и его продаже с публичных торгов;
- вводится запрет на участие в таких торгах для: юридических лиц, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка, в отношении которого принято решение об изъятии; членов его семьи; организаций, на которые возложена оценка такого участка, и их работников; должностных лица органов государственной власти и местного самоуправления, чье участие в торгах может оказать влияние на условия и результаты торгов; членов семей соответствующих физических лиц;
- начальной ценой изъятого участка на публичных торгах является его рыночная или кадастровая стоимость (указывается в решении суда). При этом если земельный участок находится в состоянии, непригодном для с/х производства в связи с необходимостью проведения культуртехнической мелиорации, его начальная цена уменьшается на величину расходов, связанных с необходимостью проведения такой мелиорации, но не более чем на 20%;
- если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, то не позднее чем через 2 месяца проводятся повторные публичные торги, начальная цена участка на которых снижается на 20%, а если и они признаны несостоявшимися, то участок подлежит продаже посредством публичного предложения, начальная цена участка на которых устанавливается в размере начальной цены повторных торгов (при этом цена продажи участка не может быть ниже 50% от начальной цены повторных торгов). Если и после этого участок не был продан, он может быть приобретен в муниципальную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. Если участок не был приобретен в муниципальную собственность, орган исполнительной власти субъекта РФ обязан приобрести его в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.
Закон вступил в силу 04.07.2016 г., за исключением отдельных положений, касающихся вопросов взаимодействия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ с Росреестром в части предоставления сведений о совершенных сделках с неиспользуемыми земельным участками, регистрации невозможности совершения сделок в отношении неиспользуемых земельных участков до завершения рассмотрения дела судом (вступают в силу с 1 января 2017 года).