В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Законодательное Собрание Челябинской области от организаций и предприятий Челябинской области по вопросам злоупотребления энергоснабжающими организациями, поставляющими и транспортирующими газ, своим доминирующим положением, представляем Вашему вниманию рекомендации для хозяйствующих субъектов, выработанные Управлением Федеральной антимонопольной службой по Челябинской области.
Рекомендации
для хозяйствующих субъектов по вопросу навязывания энергоснабжающими организациями невыгодных условий договора на поставку
и транспортировку газа
В ходе заключения с энергоснабжающими организациями договора на поставку и транспортировку газа хозяйствующим субъектам-потребителям газа необходимо руководствоваться следующими положениями нормативных правовых актов.
По состоянию на 20 апреля 2009 года в РФ федеральными законами, подзаконными нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральными органами государственной власти 100 % предоплата за газ и иные энергоносители не установлена.
Пунктом 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 года
№ 294 (в редакции постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), установлено, что оплата потребителями электрической, тепловой энергии и природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе:
- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не
относящихся к предмету договора;
- экономически или технологически не обоснованный отказ либо
уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в
случае наличия возможности производства или поставок соответствующето
товара.
Таким образом, исходя из действующего федерального законодательства при заключении договоров на поставку и транспортировку газа энергоснабжающая организация вправе предлагать абоненту (потребителю) оплачивать принятый газ путем внесения авансовых платежей, в том числе и в 100% размере, но не вправе навязывать указанные условия абонентам (потребителям).
Если при заключении договора на поставку и транспортировку газа потребитель заявил об исключении указанных условий из проекта договора энергоснабжения путем составления протокола разногласий энергоснабжающая организация обязана рассмотреть данный протокол разногласий и исключить из него данные условия.
Навязывание хозяйствующему субъекту невыгодных условий договора возможно только на стадии заключения договора, то есть в ходе ведения преддоговорных споров. Фактом, подтверждающим навязывание невыгодных условий, является нерассмотрение контрагентом (энергоснабжающей организацией) протокола разногласий либо отклонение предложенных условий после его рассмотрения.
Несогласие потребителя газа с указанными условиями договора исключает возможность их включения в договор (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 августа 2006 года по делу № Ф04-5300/2006(25572 -А75-28), оставленное в силе Определением Высшего Арбитражного суда РФ от 19 марта 2007 года № 15247/06).
Указанные действия поставщика газа являются навязыванием потребителю газа условий договора, прямо не предусмотренных действующим законодательством РФ и невыгодных для него, что запрещено антимонопольным законодательством, а именно статьей 10 Закона «О защите конкуренции», и подтверждено арбитражной судебной практикой (постановление ФАС Уральского округа от 21 января 2009 года
№ Ф09-10458/08-с1).
С учетом сложившейся правоприменительной практики по вопросу навязывания невыгодных условий договора на поставку и транспортировку газа, отказа либо уклонения от заключения указанного договора хозяйствующим субъектам необходимо помнить:
1. Если в проекте договора на поставку и транспортировку газа имеются невыгодные условия для потребителя энергоресурсов (например, условия о штрафных санкциях за недобор, перебор энергоресурсов, о внесении 100 % предоплаты за поставляемые энергоресурсы) потребитель энергоресурсов должен в соответствии с пунктом 11 Правил поставки газа в РФ, утвержденных постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998 года № 162 (в редакции постановления Правительства РФ от
7 декабря 2005 года № 738) выслать энергоснабжающей организации протокол разногласий не позднее 30 дней с момента получения проекта договора на поставку и транспортировку газа, если иной срок не определен в данном проекте договора. Энергоснабжающая организация вправе рассматривать протокол разногласий по существу в течение 30 календарных дней с момента получения протокола разногласий.
2. Навязывание условий договора возможно только на стадии его заключения. Заключая договор энергоснабжения путем его подписания, потребитель энергоресурсов выражает свое согласие со всеми условиями договора энергоснабжения, добровольно принимает на себя обязательства по надлежащему исполнению условий указанного договора, поэтому факт подписания сторонами договора энергоснабжения служит основанием для отказа в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства РФ со стороны антимонопольных органов Российской Федерации.
В случае заключения потребителем энергоресурсов договора на поставку и транспортировку газа на невыгодных условиях, ему необходимо обратиться в арбитражный или третейский суд с заявлением к энергоснабжающей организации об исключении невыгодных условий договора на поставку и транспортировку газа.