Рекомендации общественных слушаний «Молодежь, общество, государство – векторы взаимодействия»

12 мая в Законодательном Собрании состоялись общественные слушания «Молодежь, общество, государство – векторы взаимодействия». По итогам слушаний были выработаны рекомендации, направленные на развитие механизмов реализации государственной молодежной политики на территории Челябинской области.

12 мая в  Законодательном Собрании состоялись общественные слушания «Молодежь, общество, государство – векторы взаимодействия», в которых приняли участие более 200 представителей студенческой и работающей молодежи, члены молодежных общественных организаций, неформальных объединений. Всего в Челябинской области проживает 770 тысяч человек в возрасте до 30 лет.

Напомним, в связи с проведением 22 мая парламентских слушаний «Состояние молодёжной политики в Российской Федерации» в Государственной Думе Российской Федерации регионам было предложено провести предварительные молодёжные слушания по данной теме.

В рамках общественных слушаний в Законодательном Собрании прошло обсуждение наиболее волнующих молодежь тем. В ходе слушаний были обозначены основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым людям. Это  трудности с трудоустройством, низкая заработная плата, отсутствие собственного жилья. Недостаточно вовлечена в молодежную политику работающая молодежь в возрасте от 23 до 30 лет, одна из причин – низкая  информированность о проведении областных и городских мероприятий. 

 

По итогам слушаний были выработаны рекомендации, направленные на развитие механизмов реализации государственной молодежной политики на территории Челябинской области:

 

 

Рекомендации

общественных слушаний

«Молодежь, общество, государство – векторы взаимодействия»

12 мая 2017 года

В настоящее время в Российской Федерации идет формирование новых приоритетов и новых подходов к решению  проблем молодежи.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» является одним из главных документов, определяющих основы и содержание государственной молодежной политики, а так же единство отраслевого и межотраслевого подходов к ее реализации.

На федеральном уровне подчёркивается, что организация работы с молодежью не является  исключительной компетенцией органов по делам молодежи. Она должна проводиться в образовании и здравоохранении, а также в сферах социальной политики, физической культуры и спорта, экономики и промышленности.

С целью регулирования отношений, возникающих при реализации государственной молодежной политики, приняты законы Челябинской области «О молодежи», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Челябинской области», «О содействии занятости выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в Челябинской области».

Молодежная политика в Челябинской области реализуется в соответствии с государственной программой Челябинской области «Повышение эффективности реализации молодежной политики в Челябинской области» на 2015–2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 28 ноября 2014 года № 641-П, по 5 основным направлениям:

подготовка и проведение массовых мероприятий патриотической направленности, в том числе посвященных юбилейным и памятным событиям России;

подготовка и проведение мероприятий по вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность;

поддержка социальных и общественных инициатив молодых граждан Челябинской области;

поддержка талантливых детей и молодежи в сфере образования, интеллектуальной и творческой деятельности;

вовлечение молодежи в социальную, общественно-политическую и культурную жизнь общества.

По итогам 2016 года общая сумма финансирования мероприятий программы составила около 58,5 млн  рублей. Индикативные показатели государственной программы выполняются. При этом отсутствие на федеральном уровне закона о государственной молодежной политике, определяющего механизмы создания условий для самореализации молодых людей во всех сферах жизнедеятельности, приводит к разбалансированности подходов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к вопросам реализации молодежной политики, создания и  деятельности органов, ответственных за работу с молодежью и обеспечение ее прав.

В большинстве муниципальных образований Челябинской области органы по делам молодежи объединены в межведомственные структуры, что снижает эффективность реализации молодежной политики на местах.

Финансирование мероприятий молодежной политики и содержание учреждений органов по делам молодежи практически во всех муниципальных образованиях осуществляется по остаточному принципу.

В целях развития механизмов реализации государственной молодежной политики на территории Челябинской области участники общественных слушаний считают необходимым рекомендовать:

1. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, избранным от Челябинской области:

1.1. Инициировать  в органах государственной власти Российской Федерации разработку, обсуждение и принятие федеральных законов о государственной молодежной политике Российской Федерации и о волонтерской деятельности в Российской Федерации.

1.2. Рассмотреть возможность наделения Молодежного парламента при Государственной Думе и Палаты молодых законодателей при Совете Федерации правом законодательной инициативы.

2. Законодательному Собранию Челябинской области:

2.1.Провести анализ правоприменения законов Челябинской области «О молодежи», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Челябинской области», «О содействии занятости выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в Челябинской области» и на основании полученных результатов внести в них необходимые изменения.

2.2.Рассмотреть возможность наделения Собрания молодых депутатов Челябинской области правом законодательной инициативы.

3. Правительству Челябинской области:

3.1.Рассмотреть возможность:

3.1.1. Разработки и внесения в Законодательное Собрание Челябинской области Концепции поддержки работающей молодежи.

3.1.2. Создания областного государственного учреждения «Дворец молодежи».

3.1.3. Создания современной интернет-платформы для молодежи.

3.1.4. Введения системы мер поддержки специалистов отрасли молодежной политики для закрепления специалистов по работе с молодежью в сельских поселениях.

3.1.5 Включения в состав коллегиальной рабочей группы по разработке стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года представителей молодежных организаций (объединений).

3.2. Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение престижа молодежных некоммерческих организаций Челябинской области, развитие и упрощение системы предоставления субсидий и грантов молодежным и детским общественным объединениям Челябинской области.

3.3. Совершенствовать механизмы поддержки молодых семей через государственные программы Челябинской области и комплексные меры развития семейной инфраструктуры.

3.4. Ввести в практику ежегодное заслушивание комплексного доклада о положении молодежи в Челябинской области.

3.5. Продолжить практику заключения соглашений между Правительством Челябинской области, главами муниципальных образований, Советом ректоров и Советом председателей профсоюзных комитетов  образовательных организаций высшего образования по поддержке студенческой молодежи в Челябинской области.

3.6. Рассмотреть итоги пилотного внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области.

4. Министерству образования и науки Челябинской области:

4.1.Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на:

4.1.1. Создание сети молодежных лофт-центров, оснащенных современным оборудованием.

4.1.2.  Расширение тренинговых программ для молодежи.

4.1.3. Организацию и финансирование системной воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях.

4.1.4. Формирование и поддержку культурных молодёжных кластеров, неформальных сообществ с учетом особенностей развития современной культурной и образовательной среды.

4.1.5. Повышение охвата молодежи мероприятиями государственной молодежной политики.

4.2. Доработать механизмы целевого приема на обучение в государственные образовательные учреждения высшего образования для обеспечения муниципальных образовании молодыми кадрами.

4.3. Провести мониторинг выполнения главами муниципальных образований Челябинской области методических рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления, реализующих молодежную политику, утвержденных приказом Федерального агенства по делам молодежи от 13 мая 2016 г. № 167.

5. Министерству образования и науки Челябинской области совместно с Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области:

5.1. Активизировать работу по разработке и реализации в общеобразовательных школах программ, направленных на помощь в профессиональной ориентации и самоопределении 14-15 летних молодых людей.

6. Органам местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области:

6.1. Рассмотреть возможность:

6.1.1. Совершенствования механизмов реализации молодежной политики на уровне муниципальных образований.

6.1.2. Создания условий, способствующих самозанятости молодежи.

6.1.3. Учреждения муниципальных премий в сфере молодежной политики.

6.2. Ежегодно предусматривать в бюджете муниципального образования средства на:

6.2.1. Софинансирование мероприятий по работе с молодежью.

6.2.2. Повышение квалификации специалистов, ответственных за реализацию молодежной политики.

6.3. Содействовать созданию и организации деятельности молодежных общественных формирований (молодежных парламентов, палат, советов).

6.4. Привлекать представителей молодежных организаций (объединений) к обсуждению градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием территорий муниципальных образований.

7. Федерации профсоюзов Челябинской области, профсоюзным организациям:

7.1.Отстаивать права молодёжи на учебу, труд и достойную заработную плату, жилье, полноценный отдых и досуг, а также защищать социально-трудовые интересы молодёжи путем заключения регионального, областных отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров.

7.2.Совместно  с работодателями развивать организацию трудового сотрудничества среди молодежи, участвовать в организации молодежных конкурсов профессионального мастерства.

7.3.Продолжить создание в отраслевых областных и первичных профсоюзных организациях комиссий (советов, комитетов) по работе  с молодежью.

7.4. Способствовать адаптации молодых специалистов на производстве, организации рабочих мест и производственного быта, созданию необходимых условий для проживания в общежитиях.

8. Союзу промышленников и предпринимателей Челябинской области, работодателям:

8.1.Рассмотреть возможность:

8.1.1. Широкого освещения участия организаций-членов объединения в проектах, связанных с профессиональной ориентацией молодежи, а также распространения среди организаций-членов объединения положительного опыта реализации молодежной политики на предприятиях Челябинской  области.

8.1.2. Оказания информационной, консультационной и образовательной поддержки организациям-членам объединения в разработке и совершенствовании форм работы с молодежью на предприятиях.

8.2. Привлекать студентов выпускных курсов к стажировке на предприятиях и в организациях с последующим трудоустройством, активизировать участие в ярмарках вакансий.

8.3. Создавать условия для повышения квалификации и профессионального уровня молодых специалистов.

8.4. Развивать формы молодежного самоуправления на предприятиях, предусматривать в коллективных договорах положения о поддержке работающей молодежи с выделением финансовых средств.

8.5. Содействовать решению жилищных проблем молодежи, в том числе через предоставление ссуд.

8.6. Рассмотреть итоги пилотного внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области.