Сегодня депутаты комитета по социальной и молодежной политике, культуре и спорту подвели итоги модернизации региональной системы общего образования за три года

С 1 июня 2011 года во всех субъектах Российской Федерации стартовал масштабный проект по модернизации общего образования

С 1 июня 2011 года  во всех субъектах Российской Федерации стартовал масштабный проект по модернизации общего образования, направленный на обеспечение инфраструктурных условий для введения новых федеральных образовательных стандартов, доступного качественного образования через оптимизацию сети образовательных организаций, создание базовых школ и филиалов, развитие в школах информационных технологий, повышение заработной платы учителей, привлечение молодых учителей в систему общего образования.

Реализация проекта обеспечила достижение на всех уровнях управления эффективных институциональных, проектных и социальных результатов.

Финансирование проекта осуществлялось на условиях софинансирования. Общий объем средств консолидированного бюджета за три года составил 3 млрд. 141 млн. рублей.

В том числе из федерального бюджета поступили средства в объеме   2 млрд. 814 млн.400 тыс. рублей, средств бюджета Челябинской области составили 187,2 млн. рублей, местных бюджетов – 137,8 млн. рублей.

Эффективное расходование денежных средств позволило достигнуть нескольких проектных результатов, основным из которых стало создание в общеобразовательных организациях условий для реализации ФГОС.

За три года приобретено свыше 169 тысяч единиц учебно-лабораторного оборудования, 18 тысяч единиц компьютерного оборудования, 43 тысяч единиц учебно-производственного оборудования, 37 тысяч единиц спортивного оборудования и инвентаря.

Данные мероприятия позволили:

- модернизировать кабинеты физики, химии, биологии (динамика роста показателя соответствия современным требованиям составляет от 21 до
78,3 процентов);

- снизить количество обучающихся на один компьютер с 11,5 до
6,2 человек, при этом в разрезе муниципальных образований области значение по данному показателю имеют широкий диапазон – от 3 человек в Нязепетровском муниципальном районе до 10 человек в Ашинском районе).

- увеличить до 91,1% долю кабинетов начальной школы, в которых используются комплекты мультимедийного оборудования для проведения обучения. В 19 муниципальных образованиях области каждый кабинет начальной школы оборудован комплектом мультимедийного оборудования.

Модернизация образования невозможна без современных информационных технологий, что и нашло отражение в задачах проекта. К концу реализации проекта все школы области (всероссийский показатель – 98%) имеют устойчивую интернет-связь. Значительно ускоренна пропускная способность трафика – 58,2% школ имеют интернет со скоростью от 2 мб/с. Почти 500 школ обновили программное обеспечение, приобрели современные электронные образовательные ресурсы.

Благодаря этому на 15 % увеличилось количество школ, осуществляющих дистанционное обучение, и его используют более 22,5 тыс. школьников, что обеспечивает доступность качественного общего образования.

Еще один важный проектный результат – выполнение требований к санитарно-бытовым условиям пребывания детей в общеобразовательных организациях.

Ремонтные работы с целью выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся проведены в 642 школах, с целью подготовки помещений для установки оборудования – в 454 школах, осуществлены меры по энергосбережению в 541 школе.

И как результат выполнения данных мероприятий – 97,6 % общеобразовательных организаций области отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, т.е. в 851 (из 872) школе системы водоснабжения, отопления и канализации функционируют в соответствии с установленными требованиями.

В 32 муниципальных образованиях в полном объеме выполнены требования СанПин. Самое неблагополучное санитарно - бытовое состояние в школах Верхнеуфалейского городского округа – только 50% школ соответствуют требованиям.

За три года количество школ, требующих капитального ремонта уменьшилось со 134 в 2011 году до 58 в 2013 году (из них 27 – городских, 31 – сельская).

Эффективность использования бюджетных средств по вышеназванным мероприятиям оценивается динамикой достижения индикатора «Доля обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса». За 2011 - 2013 годы его значение увеличилось с 52,5 процента до 91,6 процента, то есть  313 028 школьников области обучаются в условиях, отвечающих современным требованиям (2010 год – 128 289 человек).

Особое внимание в рамках данного проекта уделялось модернизации сельских школ.

За три года общеобразовательные организации, расположенные в сельской местности, получили денежные средства федеральной субсидии в размере 464,6 млн.рублей (464 560,78 тыс.рублей) или 7,5 тыс.рублей на одного обучающегося сельской школы (всего обучающихся – 62 199). Для сравнения на одного обучающего городской школы направлено 5,9 тыс.рублей. Данные средства позволили модернизировать инфраструктуру всех  образовательных организаций расположенных в сельской местности (т.е. 401 школы).

Важно отметить, что структурирование сети сельских школ, создание 197 базовых школ (а это школы с наилучшими условиями обучения), приобретение 231 единицы транспортных средств для перевозки обучающихся сделали доступным обучение для всех детей, проживающих в сельской местности, а старшеклассникам – возможность выбора индивидуальной образовательной траектории.

На решение задачи по совершенствованию учительского корпуса в рамках комплекса мер по модернизации общего образования направлено почти 50 млн.рублей. Профессиональному росту педагогов и вознаграждению за труд в рамках проекта уделялось особое внимание.

14 513 педагогических работников прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку.

По сравнению с 2011 годом заработная плата выросла более чем в 1,8 раза. В начале реализации проекта средняя заработная плата учителей составляла 11 770,28 рублей, это было примерно 70% от средней заработной платы по экономике Челябинской области. По итогам 2013 года заработная плата учителей составляет 26 007,74 рублей. Для большинства педагогов стали прозрачны и понятны механизмы начисления заработной платы.

Повышение заработной платы реально повысило общественный статус учителей, снизило количество вакансий, увеличило количество молодых педагогов – доля молодых учителей со стажем до 5 лет выросла с 12 % до 14,4%.

Таким образом, главными проектными результатами стали:

-  прохождение всеми учителями начальной и основной школы повышения квалификации для работы по ФГОС;

- обеспечение возможности обучения старшеклассников по индивидуальному учебному плану(профилю обучения), в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

- организация безопасного подвоза всех обучающихся в базовые школы, обучающие детей из других населенных пунктов;

- обеспеченность необходимыми бесплатными учебниками обучающихся по ФГОС;

- наличие и использование в начальной школе комплекта мультимедийного оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов;

- наличие в каждой школе водоснабжения, канализации и туалетов, оборудованных в соответствии с установленными санитарными требованиями (при наличии технической возможности централизованного или локального водоснабжения).

В июне 2011 года на сайте Министерства был открыт раздел «Комплекс мер по модернизации общего образования», в котором размещается актуальная информация по проекту. Кроме того на сайте ежемесячно публикуется средняя заработная плата учителей в разрезе муниципалитетов. Аналогичные разделы открыты на сайтах всех органов местного самоуправления осуществляющих управление в сфере образования, Челябинской области.

Ежегодно во всех муниципалитетах проводились Дни Министерства образования и науки Челябинской области с целью информирования работников системы образования и общественности о задачах, поставленных Правительством Российской Федерации в сфере образования, и о приоритетах развития региональной и муниципальных систем общего образования, а также действиях руководителей по их выполнению.

Позитивные изменения условий образования для обучающихся и педагогов подтверждается результатами последних опросов общественного мнения. По данным социологических исследований, свыше 75% обучающихся и более 65% учителей высоко оценивают происходящие изменения и поддерживают их.

Достижения вышеперечисленных результатов обеспечено эффективным взаимодействием Министерства образования и науки Челябинской области и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования

Этап финансирования проекта на федеральном уровне завершен, сам проект продолжается до 2020 года и направления модернизации определены.

Кроме того, в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2013 году региональным органам исполнительной власти дано поручение – провести мониторинг потребности в увеличении количества мест в общеобразовательных организациях до 2020 года с учетом демографической ситуации и источников финансирования их создания.

Эти направления работы и станут приоритетными в деятельности по модернизации общего образования в 2014 году и на период до 2020 года.