В Законодательном Собрании состоялся семинар-совещание «Организационно-правовые аспекты реализации Закона Челябинской области «О порядке избрания глав муниципальных образований Челябинской области и их отдельных полномочиях и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Челябинской области». Провел семинар-совещание заместитель председателя Законодательного Собрания Семен Мительман.
На семинар были приглашены главы муниципальных районов, главы городских и сельских поселений, представители Ассоциации «Совет муниципальных образований Челябинской области», представители прокуратуры области и министерства юстиции РФ по Челябинской области, представители Челябинского филиала РАНХиГС при президенте РФ, политологи и независимые эксперты.
Основной целью семинара стало обсуждение нового порядка избрания глав, мониторинг настроений в муниципальных образованиях всех уровней. Главы смогли задать вопросы заместителю председателя Законодательного Собрания Семену Мительману.
К обсуждению очередного этапа муниципальной реформы были приглашены ученые. Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Челябинского филиала РАНХиГС при президенте РФ Алексей Ильиных отметил, что в условиях неуклонного снижения явки на выборах применение так называемой системы выборщиков, а именно с ней можно сравнить избрание глав депутатами представительных органов, оправдано. Он также подчеркнул, что никаких правовых коллизий со сроками полномочий глав не возникает, так как эти вопросы отрегулированы законодательством.
Свое мнение высказали главы муниципальных образований. Сергей Стрижов, глава Агаповского сельского поселения Агаповского района: «В свое время я избирался главойна прямых выборах. Изучил новую систему и вижу в ней главное преимущество – теперь в районе мы, главы всех уровней, можем пойти единой командой. Так нам будет проще решать проблемы территорий, мы друг другу подставим плечо». По мнению глава Непряхинского сельского поселения Чебаркульского района Валерия Лобина, никакой паники и неразберихи в сельских поселениях нет. «Закон есть закон, будем его исполнять, надо посмотреть его практику. Сейчас главная наша задача – решать проблемы людей, на какие-то протесты и недовольство, откровенно говоря, нет времени», - говорит Валерий Лобин. Главы сельских поселений отметили, что избирателям не хватает информации о муниципальной реформы, отсюда происходит и непонимание происходящих изменений.
Завершая дискуссию Семен Мительман отметил: «Сейчас крайне важно объяснить людям, что никто у них права выбора не отнимал. Наоборот, они более качественно и осознанно должны подойти к выбору депутатов, своих представителей. От качественного и профессионального состава депутатов теперь зависит и какой глава возглавит муниципальное образование».
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ СПРАВКИ
Основные положения закона о порядке избрания глав:
1) Глава муниципального района, городского и сельского поселения Челябинской области избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
2) Глава городского округа избирается представительным органом округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Порядок избрания главы применяется после истечения срока полномочий глав муниципальных образований, избранных до дня вступления в силу настоящего Закона.
3) Представительный орган района избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
- В Карталинском, Кусинском и Нязепетровском районах представительные органы формируются путем делегирования глав и депутатов представительных органов поселений.
Порядок избрания представительных органов района применяется после истечения срока полномочий представительного органа района, избранного до дня вступления в силу настоящего Закона.
Порядок формировании комиссии:
1. В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
2. В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением.
Ключевые моменты очередного этапа реформы МСУ:
Усиливается авторитет и роль представительных органов власти (собраний и советов депутатов)
Усиливается ответственность представительных органов при избрании главы муниципального образования
Идет четкое разграничение ветвей власти – исполнительной и представительной, их полномочий и ответственности
Укрепляется вертикаль власти, что особенно актуально в непростой экономической ситуации и что отвечает запросу избирателей, уставших от конфликтов муниципальных образований разного уровня
Усиливается ответственность губернатора за формирование команды на всех уровнях власти