Сферу ЖКХ ожидает модернизация

Прошедший в июне в Челябинске Всероссийский форум «ЖКХ – новое качество» дал мощный толчок к реальному реформированию и обновлению коммунальной сферы страны. О том, что принесут нововведения жителям Южного Урала, мы беседуем с первым заместителем председателя Законодательного Собрания Челябинской области, руководителем комитета ЗСО по строительной политике Юрием Карликановым.

Прошедший в июне в Челябинске Всероссийский форум «ЖКХ – новое качество» дал мощный толчок к реальному реформированию и обновлению коммунальной сферы страны. Резолюция форума нашла отражение в поручениях председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, задавших вектор модернизационных изменений в жилищно-коммунальном хозяйстве. О том, что принесут нововведения жителям Южного Урала, мы беседуем с первым заместителем председателя Законодательного Собрания Челябинской области, руководителем комитета ЗСО по строительной политике Юрием Карликановым.

– Юрий Раифович, чем обусловлен нынешний курс на серьезное обновление сферы ЖКХ?

– С введением в действие в 2005 году нового Жилищного кодекса РФ у нас кардинально изменилась система управления жилищным фондом. Ответственность за содержание и управление многоквартирными домами была возложена на собственников помещений. Они должны самостоятельно определять способ управления домом, устанавливать перечень необходимых работ и размер платы за содержание и ремонт.

За эти годы, к сожалению, не удалось сформировать из собственников помещений действительно ответственных собственников в прямом смысле этого слова, активно участвующих в управлении домом.

Во время приватизации жители получили квартиры в домах, в которых чаще всего капитальный ремонт на момент приватизации не проводился. Годами накапливающийся недоремонт многоквартирных домов привел к тому, что только в Челябинской области площадь домов, требующих капитального ремонта, составляет почти 12 млн кв. м из 60,5 млн кв. м общей площади.

Неужели только сами жильцы виноваты в сложившейся ситуации?

– Безусловно, нет. Другой стороной  этой проблемы является неэффективное управление домами управляющими организациями. Одной из  причин стало превышение платежей  за коммунальные услуги над платежами за содержание и ремонт жилья.  У нас в области это соотношение составляет один к четырем. Из-за этого  в отрасли работают неквалифицированные кадры и понизился уровень  обслуживания.

Поэтому результатом Всероссийского форума «ЖКХ – новое качество» была большая активность всех  его участников: жителей, общественности, жилищных и коммунальных  организаций, государственных и муниципальных органов власти.

– Каковы первые итоги челябинского форума?

– На секционных площадках форума активно обсуждались такие  проблемы, как модернизация и капитальный ремонт жилищного фонда, ограничение роста платежей за  коммунальные услуги и социальная  поддержка отдельных категорий  граждан, лицензирование управляющих компаний.

Было высказано много дельных  предложений, которые в дальнейшем легли в основу рекомендаций  форума. Часть из них уже выполнена (принят закон о лицензировании  управляющих организаций, об установлении общественного контроля в  сфере ЖКХ).

Вынесенные председателем правительства РФ Д.А. Медведевым поручения по итогам работы форума позволят  в кратчайшие сроки реализовать намеченные мероприятия. В основном  они касаются ликвидации аварийного  жилья, проведения капитального ремонта жилищного фонда и повышения  энергоэффективности домов.

– Что уже сделано для реализации поручений премьера?

– Для подготовки предложений  по реализации рекомендаций по совершенствованию федерального и  регионального законодательства в  Законодательном Собрании Челябинской области была создана рабочая  группа, в которую вошли более 40  человек (депутаты Законодательного  Собрания, представители государственных и муниципальных органов,  общественных организаций, руководители управляющих компаний, коммунальных организаций, строительных компаний, инвесторов). На заседания приглашались специалисты  и эксперты не только в сфере ЖКХ,  но и других областей (строительство, тарифообразование).

Принимая во внимание, что заявленные к обсуждению вопросы затрагивают широкий круг интересов  участников рабочей группы, и для  более эффективной работы, были  сформированы три комиссии по следующим направлениям:

1. Организация и проведение капитального ремонта многоквартирных домов и вопросы энергосбережения.

2. Переселение граждан из аварийного жилья.

3. Улучшение качества предоставляемых жилищно-коммунальных  услуг, лицензирование управляющих  организаций.

Работу комиссий возглавили высококвалифицированные специалисты.  Каждая комиссия подготовила рекомендации по своему направлению.

30 июля состоялось итоговое заседание рабочей группы, результатом которой стали рекомендации по  внесению изменений в Жилищный  кодекс РФ, в ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», в  ФЗ «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и  сделок с ним», в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в  ФЗ «О концессионных соглашениях»,  в «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные  постановлением Правительства РФ  от 23.05.2006 г. № 306, в «Правила  предоставления коммунальных услуг  собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах  и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от  6 мая 2011 года № 354, в закон Челябинской области «Об организации  проведения капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Челябинской области».

– Какие предложения по изменению действующего федерального и регионального законодательство вы считаете наиболее  существенными и важными?

– Таких предложений немало. Целый ряд из них касался проведения  капитального ремонта многоквартирных домов. Они направлены на  усиление контроля за использованием средств собственников и их более  эффективное использование.

Опыт проведения капитальных  ремонтов домов благодаря действию  ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ» уже есть. Но при проведении капитальных ремонтов с  использованием средств собственников необходимо делать комплексный  ремонт с применением энергосберегающих материалов и технологий.

Результатом ремонта должно стать  выполнение двух задач – приведение дома в технически нормальное  состояние и уменьшение потребляемых коммунальных ресурсов (за счет  снижения потерь в сетях и экономии  граждан). Только в этом случае мы  увидим действительно желаемый  результат.

Другая важная тема – снос аварийного жилья; это задача, которую  необходимо решить в ближайшее  время. (За последние два года мы  переселили 1,3 тыс. жителей из 76  аварийных домов площадью более  20 тыс. кв. м, планируется переселить за четыре года 11 тыс. человек  из более 600 домов. Реальная потребность в сносе аварийного жилья  значительно выше.) Создание благоприятных условий для строительных  компаний по сносу жилья – вот возможность решить эту проблему.

Еще очень важное предложение – установление такого размера  платы за жилье, который позволит  нормально его содержать и проводить необходимый ремонт (по минимальному перечню работ и услуг).  Ниже этого размера собственники  не должны устанавливать плату для  своего дома.

Кроме того, для воспитания из  жителей активных и экономных собственников необходимо совершенствовать законодательство по деятельности советов многоквартирных  домов, установлению общедомовых  и индивидуальных приборов учета,  контроль за деятельностью управляющих организаций (этому способствует партийный проект «Управдом»  и запуск проекта «Школа грамотного  потребителя»).

Для решения проблемы «резиновых» квартир мы предлагаем установить право управляющей организации совместно с жителями устанавливать факт проживания в квартирах  граждан без регистрации, составлять  об этом акт и предъявлять к оплате  за коммунальные услуги. Мы также  предлагаем установить административную ответственность для собственников помещений за непредставление сведений о количестве  фактически проживающих граждан.  Размер ответственности небольшой,  но главное, что она установлена (для  граждан – административный штраф  в размере от 300 до 500 рублей, для  юридических лиц – от 3000 до 5000  рублей).

На форуме говорилось о том, что  Челябинская область демонстрирует пример качественного решения  проблемы износа инженерной инфраструктуры. В этом направлении  необходимо активнее привлекать  инвесторов. Опыт нашего региона  по ликвидации неэффективных котельных с привлечением инвесторов  показал хороший результат. (С 2011  года из 155 убыточных котельных  было реконструировано либо ликвидировано 116 неэффективных  котельных. За этот период область  ушла от возмещения убытков на  сумму более 500 млн рублей.) Работа с инвесторами по оставшимся  неэффективным котельным продолжается.

Названные мною вопросы – это незначительная часть из обсуждаемых на нашей рабочей группе.  В области разработан комплекс мер  («дорожная карта») по развитию  жилищно-коммунального хозяйства  в целом.

Будет ли продолжена работа по сбору предложений, направленных на решение проблем в сфере ЖКХ?

– Обязательно. По некоторым проблемам мы пока не нашли эффективного механизма решения (например,  в вопросе сноса аварийных домов).  Выработанные рекомендации – это  только начало нашей деятельности,  и в дальнейшем мы планируем ежеквартально собираться и продолжать  эту работу.