Поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» и вопросы применения законодательства об административных правонарушениях обсуждались на встрече с председателями советов и собраний депутатов городов и районов Челябинской области.
На совещании по обоим вопросам выступил заместитель председателя Законодательного Собрания Анатолий Брагин. Он отметил, что в Законодательное Собрание поступают обращения граждан и организаций о необходимости увеличения штрафных санкций по отдельным видам административных правонарушений.
В частности, южноуральцы предлагают увеличить размеры административных штрафов за нарушения покоя граждан и тишины в ночное время.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Челябинской области с учетом мнения предпринимательского сообщества предлагает ужесточить ответственность за торговлю и оказание бытовых услуг либо услуг общественного питания в неустановленных местах, увеличив нижний предел административного штрафа для граждан с одной тысячи до трех тысяч рублей.
Собрание депутатов Златоустовского городского округа считает необходимым значительно увеличить размеры административных штрафов за производство земляных работ без ордера и за несоблюдение сроков производства земляных работ.
Анатолий Брагин обратил внимание собравшихся, что размеры административных штрафов, устанавливаемых в законах субъектов Российской Федерации, не могут превышать для граждан 5 тысяч рублей, для должностных лиц 50 тысяч рублей, для юридических лиц 1 миллион рублей.
Серьезной проблемой по-прежнему остается выпас безнадзорного скота особенно в сельских населенных пунктах. С 2018 года действует статья Федерального закона, позволяющая установить административную ответственность за выпас сельскохозяйственных животных на территориях общего пользования населенных пунктов муниципальных образований, занятых газонами, цветниками и травянистыми растениями. Однако в процессе правоприменения возникнут сложности у должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на составление протоколов, а именно как зафиксировать факт и место совершения правонарушения, как установить владельца животного.
Анатолий Брагин предложил главам собраний обсудить эти вопросы у себя в территориях и направить конкретные предложения по внесению изменений в закон Челябинской области «Об административных правонарушениях» в адрес комитета Законодательного Собрания по законодательству.
Кроме того, участникам совещаний были представлены поправки в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятые 19 марта Государственной Думой в первом чтении. Сейчас эти поправки предстоит обсудить в регионах.
Цель принятия изменений - необходимость совершенствования принципов территориальной организации местного самоуправления.
В законопроекте перечень видов муниципальных образований дополняется муниципальным округом - это три и более объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, муниципальный округ обеспечивает возможность оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления путем создания одноуровневой системы местного самоуправления там, где это целесообразно. Перечень вопросов местного значения муниципального округа соотносим с перечнем вопросов местного значения городского округа. В этой связи полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных округов те же, что и полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления городских округов.
С введением муниципальных округов требуется уточнить понятие городского округа. Городской округ – это один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах или иных городских населенных пунктах. В состав территории городского округа допускается вхождение сельских территорий и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной или иной инфраструктуры городского округа. Однако размер этих территорий не должен превышать размера территорий соответствующих городов или иных городских населенных пунктов.
«После принятия данного федерального закона, - отметил Анатолий Брагин, - органам местного самоуправления следует взвешенно подойти к вопросу, есть ли необходимость в проведении преобразований. В большинстве случаев при преобразовании согласие населения выражает соответствующий представительный орган. Несмотря на то, что федеральный законодатель упрощает порядок преобразования муниципальных образований, остается проблема уточнения и постановки на кадастровый учет границ муниципальных образований. В соответствии с законодательством границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований. Однако такая проблема существует во всех муниципальных образованиях и, проводя преобразование муниципальных образований, одновременно придется решать и эту проблему».
Для проведения возможных преобразований и изменения границ муниципальных образований предлагается установить переходный период до 1 января 2025 года. Таким образом, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований подлежат приведению в соответствие с указанными положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в срок до 1 января 2025 года.