В Законодательном Собрании Челябинской области по инициативе депутата Сергея Буякова состоялся второй круглый стол по семейному образованию.
В Законодательном Собрании Челябинской области по инициативе депутата Сергея Буякова состоялся второй круглый стол по семейному образованию.
В обсуждении приняли участие Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Маргарита Павлова, начальник управления бюджетной политики Министерства образования и науки Челябинской области Светлана Исакаева, заместитель министра финансов Челябинской области Александр Гриб, представители Комитета по делам образования г. Челябинска, Общественной палаты региона, инициативные группы жителей из разных муниципалитетов, общественные организации.
Первый круглый стол по семейному образованию состоялся в ноябре прошлого года. Затрагивался большой спектр вопросов: вопросы эффективности и целесообразности такой формы обучения, компенсации и субсидий. Сторонники семейного обучения делились своим опытом. По итогам мероприятия рабочей группой во главе с депутатом Сергеем Буяковым был подготовлен законопроект о внесении изменений в федеральный закон об образовании в части регулирования вопроса возмещения затрат на семейное образование. Его поддержали уполномоченные по правам человека и по правам ребенка, региональное отделение Ассоциации юристов России. Между тем правительство региона в лице министерства финансов затребовало финансово-экономическое обоснование законопроекта.
В время второй встречи были озвучены цифры и приведены новые аргументы. 353 ребенка в Челябинской области сегодня обучаются дома, в Челябинске их число увеличилось и составляет 249 детей. По данным Министерства образования, располагающего своими расчетами, на указанное количество детей в год требуется 12 млн. 120 тысяч рублей. Прозвучали опасения, что средствами могут воспользоваться недобросовестные граждане. В ответ представители инициативной группы предложили компенсировать расходы после прохождения ребенком аттестации.
– Представители семейников, общественных организаций, уполномоченный по правам человека Маргарита Павлова говорили о том, что это условное понимание дополнительного финансирования. Если завтра эти 353 ребенка придут в школу, то бюджет Челябинской области обязан будет изыскать средства для того, чтобы обучать детей. Проблема не только в поисках источниках финансирования, но и в грамотном финансово-экономическом обосновании. Будем работать с министерствами финансов и образования, вносить изменения в законопроект, – отметил Сергей Буяков. – Я за классическое школьное обучение, за общение со сверстниками, но можно не принимать альтернативные формы обучения или наоборот быть поклонником семейного образования (да и дети-то все разные), но такое право выбора у каждого человека должно быть, тем более оно предусмотрено федеральным законодательством.
Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Маргарита Павлова привела примеры регионов, в которых данная мера поддержки уже используется. Так, она реализуется в Свердловской, Пермской, Омской, Тульской областях. И ещё раз озвучила свою позицию:
– Инициатива правильная, своевременная и действительно позволит соблюсти баланс интересов и исключить дискриминационный характер. Образование – это обязанность родителей, и она должна быть финансово подкреплена. И здесь родители совершенно правомерно ставят вопрос, они несут расходы по образованию своих детей. Кроме того, все родители платят налоги, и они вправе выступать с такими инициативами. 353 ребенка – это полноценная школа. Можем посмотреть бюджет школы, когда ребенок в системе образования учтён, расходы на него предусмотрены из бюджета. Во всем мире есть семейное образование, и люди совершенно по разным причинам забирают детей из системы, не всегда это протестные настроения: ребенок спортсмен, или не усваивается информация, нужен индивидуальный подход. Большинство родителей, принимающих решение обучать своих детей дома, – это социально-грамотные родители, которые хотят добра своему ребенку. Задача наша и законодателей сконструировать законопроект, минимизирующий риски, чтобы асоциальные семьи не смогли воспользоваться этой формой обучения для получения денег, чтобы это был осознанный, грамотный и целевой выбор.