В заседании комитета приняли участие председатель Законодательного Собрания Александр Лазарев и депутат Государственной думы от Челябинской области Владимир Павлов.
Напомним, что на федеральном уровне в течение марта были оперативно приняты (и продолжают приниматься) экономические меры поддержки бизнеса в условиях санкций, разработанные Правительством РФ. Они состоят из нескольких блоков:
1. Снятие административных ограничений.
- Моратории: на плановые проверки, на проверки IT-компаний, на банкротство, на проверки валютного законодательства, блокировку счетов
- Послабления по государственным и муниципальным закупкам
- Бессрочный порядок списания штрафов и пеней с поставщиков по муниципальным и государственным контрактам
- Продление сроков действия лицензий и разрешений
- Приостановление привлечения к ответственности за невыдачу чека.
2. Финансовая поддержка в части кредитов
-Сохранение программы льготного кредитования «ФОТ 3.0» на прежних условиях
-Кредитные каникулы
-Льготные кредитные программы для МСП Банка России совместно с Корпорацией МСП
-Займы строительным организациям
-Реструктуризация кредитов для пострадавших от санкций
-Отсрочка по кредитам для сельхозпроизводителей
-Программы льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей
-Кредитные программы поддержки системообразующих организаций
3. Финансовая поддержка в части субсидий и иной поддержки
-Компенсация за переводы через СБП
-Меры поддержки системообразующих организаций
-Компенсация части затрат на производство хлеба
-Закупка оборудования за счет средств ФОМС
-Субсидирование найма молодых работников
-Льготный лизинг сельскохозяйственной техники
4. Льготы по налогам и сборам: перенос срока уплаты утилизационного сбора
5. Имущественная поддержка: продление договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности
6. Поддержка промышленных предприятий:
-Продление сроков достижения результатов по субсидиям минпромторга
- Продление срока СПИК 1.0
- Поддержка экспортеров
7. Послабления в корпоративном управлении и защита участников фондового рынка
8. Информационная поддержка: организация «горячих линий».
На региональном уровне реализованы и планируются к реализации следующие меры поддержки:
1) созданы оперативные штабы по устойчивому развитию экономики, для контроля ситуации на продовольственном рынке и выработке необходимых мер для бесперебойной работы сельхозпроизводителей и торговых сетей, по обеспечению кибербезопасности, по сохранению занятости населения, по мониторингу ситуации в строительной отрасли, по обеспечению устойчивой логистики грузов;
2) создан Региональный центр импортозамещения, задачами которого являются создание специализированного интернет-ресурса, организация цепочек кооперации, формирование единого реестра продукции, необходимой в целях импортозамещения;
3) организована «горячая линия» по вопросам, касающимся промышленных предприятий, предпринимательства, цен на социально-значимые товары, экспорта, по вопросам трудоустройства и соблюдения трудовых прав граждан.
4) Штабом по устойчивому развитию экономики сформирован первый пакет региональных мер по повышению устойчивости развития экономики, среди которых:
разработка программ льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства;
принятие изменений в региональные законы в части налоговых льгот в 2022 году для предприятий, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов;
разработка комплекса решений по поддержке строительной отрасли;
разработка предложений по расширению и модернизации производств, в первую очередь, в промышленности стройматериалов в целях импортозамещения;
вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработка комплекса мер по сохранению занятости населения Челябинской области.
На заседании комитета свои предложения по мерам поддержки бизнеса от предпринимателей передали в минэкономразвития области представители Общественного совета при Законодательном Собрании по предпринимательству и инвестиционной деятельности.
В свою очередь депутаты рекомендовали:
областному министерству экономического развития:
1) проработать вопрос о целесообразности реализации в Челябинской области следующих мер поддержки бизнеса:
перенос сроков уплаты ряда налогов;
снижение ставок налога, уплачиваемого по упрощенной системе налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, пострадавших от введения санкций и ограничительных мер;
2) организовать работу по широкому информированию предпринимателей Челябинской области о мерах по повышению устойчивости экономики в условиях санкций, реализуемых на региональном и федеральном уровнях (в части поддержки бизнеса).
3) организовать работу по сбору и анализу проблем, возникающих у предпринимателей при получении мер экономической поддержки, оперативно направлять предложения по их решению в Министерство экономического развития Российской Федерации (в части федеральных мер поддержки).
областному министерству имущества:
1) проинформировать арендаторов земельных участков, находящихся в государственной собственности Челябинской области, о возможности заключения дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды
2) разработать проект закона Челябинской области об определении случаев установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности Челябинской области, и государственная собственность на которые не разграничена, и размер такой платы
3) разработать законопроект, предусматривающий меры поддержки хозяйствующих субъектов, размещающих нестационарные торговые объекты, на 2022 год, в том числе в части продления сроков действия договоров на размещении нестационарных торговых объектов без проведения торгов, установления моратория на выполнение обязательных условий заключения договоров в рамках амнистии.
Общественным объединениям предпринимателей Челябинской области:
1) проводить информирование предпринимателей о мерах по повышению устойчивости экономики в условиях санкций, реализуемых на региональном и федеральном уровнях (в части поддержки бизнеса);
2) проводить работу по сбору и анализу проблем, возникающих у предпринимателей при получении мер экономической поддержки, реализуемых на региональном и федеральном уровнях, вырабатывать предложения по их решению, направлять данную информацию в минэкономразвития области;
3) проводить мониторинг влияния санкций и ограничительных мер на финансово-экономическое состояние субъектов предпринимательства, выявлять категории предпринимателей (виды деятельности), в наибольшей степени пострадавших от санкций и ограничительных мер, направлять предложения по их поддержке в Штаб по устойчивому развитию экономики.
4) обратиться к предпринимателям Челябинской области с просьбой не допускать необоснованного повышения цен на продукцию (работу, услуги), обеспечивать в полном объеме трудовые и социальные обязательства перед работниками.