Вопросы вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельскохозназначения и практики принудительного изъятия участков, находящихся на этих землях, обсудил комитет по аграрной политике

Было отмечено, что с 2017 года в Челябинской области оказывается государственная поддержка на вовлечение в оборот земель сельхозназначения. В прошлом году на эти цели было направлено 30 миллионов рублей.

Было отмечено, что с 2017 года в Челябинской области оказывается государственная поддержка на вовлечение в оборот земель сельхозназначения. В прошлом году на эти цели было направлено 30 миллионов рублей.

Сумма затрат сельхозтоваропроизводителей на вовлечение земель в оборот в 2019 году выросла по сравнению с 2018 годом в 2,5 раза до 83,5 млн .рублей.

За три последних года площадь пашни в обработке увеличилась на 119 тыс.га, в этом году планируется ввести в сельхозоборот 8,4 тыс. гектаров.          

Минсельхозом области предоставляется также субсидия муниципальным образованиям на создание и актуализацию цифровой картографической основы земель сельхозназначения. В 2019 году в 22-х муниципальных образованиях создана цифровая картографическая основа (ЦКО). В этом году планируется актуализировать 30% сведений о видах угодий земельных участков, а к 2025 году -100% таких сведений.

При этом, отмечалось на заседании комитета, существует ряд проблем законодательного характера в практике по принудительному изъятию участков из земель сельхозназначения.

Первое. По федеральному законодательству, земельный участок может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. При этом собственнику-правонарушителю, после предписания надзорного органа об устранении правонарушения, достаточно приступить к минимальному хозяйственному использованию участка  (или его имитации) и это станет основанием, препятствующим его изъятию. Поэтому есть необходимость исключить из статьи закона  норму «более лет подряд с момента выявления». В качестве основания определения срока неиспользования земельного участка минсельхоз области предлагает принять результат акта обследования земельного участка надзорным органом (либо сократить трехлетний период).

Также необходимо закрепить в нормативных правовых актах конкретных, научно обоснованных критериев, позволяющих объективно судить о том, надлежаще использовался участок  или  нет.

Второе. В случае выявления факта неиспользования участка или ненадлежащего его использования законодательство РФ не предусматривает наложения запрета на право распоряжения участком. Таким образом, собственник, получивший предписание на устранение правонарушения, может переоформить право собственности на земельный участок на другое лицо. Выход -  законодательно закрепить незамедлительное ограничение на право распоряжение участком при выявлении факта его неиспользования, для чего ввести норму о том, что предписание надзорного должно быть обязательным к исполнению в указанный в предписании срок.  Неисполненное предписание должно являться ограничением, препятствующим переходу права собственности на данный участок.

И третья проблема состоит в том, что земельный участок может не использоваться ввиду прекращения на нем производственной деятельности юрлица. Ликвидация или реорганизация предприятия не предполагает принятия решения о прекращении или изменении права хозяйствующего субъекта на землю и оформление соответствующих документов, подтверждающих вновь возникшие права на землю или о переводе земель  в фонд перераспределения муниципального образования с внесением сведений в государственный кадастр недвижимости.  Поэтому минсельхоз области предлагает инициировать внесение в федеральное законодательство нормы о том, что процесс ликвидации, реорганизации предприятия должен завершаться принятием решения о прекращении или изменении права хозяйствующего субъекта на земельные участки.

«Предложения наших коллег из министерства сельского хозяйства по внесению изменений в федеральные законы не должны оставаться без внимания, тем более, я думаю, что проблемы по принудительному изъятию участков из земель сельхозназначения существуют не только в нашей области,  – отметил председатель комитета по аграрной политике Александр Берестов, – и над этим вопросом консолидированная работа законодательной и исполнительной власти будет продолжена».