«Всякий градоправитель да будет добросердечен»

Во время царствования Александра II, в 1870 году, было издано новое Городовое положение, по которому в городах вводилось выборное самоуправление, обеспечивавшее более широкое представительство городского населения и предоставившее больше полномочий городу в ведении городского хозяйства.
«Всякий градоправитель да будет добросердечен»

Во время царствования Александра II, в 1870 году, было издано новое Городовое положение, по которому в городах вводилось выборное самоуправление, обеспечивавшее более широкое представительство городского населения и предоставившее больше полномочий городу в ведении городского хозяйства. Срок службы в городском самоуправлении был определен в четыре года. Городских голов стали избирать из числа гласных городской думы на первом заседании ее нового состава. Градоначальник становился председателем думы и управы. Члены городской управы были обеспечены жалованием.


Градоначальники-меценаты

Изменились и сами градоначальники. У них появился интерес к должности, заинтересованность в городском управлении. К тому же это уже не те полуграмотные купцы XVIII — начала XIX столетия, а люди, получившие образование, широко мыслящие, много занимающиеся благотворительной деятельностью.

К примеру, первым градоначальником по новому Городовому положению стал купец второй гильдии Василий Арсеньевич Первухин, владелец золотых приисков (городской голова в 1872 — 1874 годах). Прежде в челябинском городском обществе он занимал должность смотрителя за перекупом и справочными ценами, был директором городского общественного банка, считался сведущим во многих делах. Василий Первухин занимался благотворительностью, принимал деятельное участие в открытии городского приюта, пожертвовал на него 500 рублей, обязался вносить по 1% с прибыли от золотых приисков и вообще участвовал в делах приюта.

Или Петр Иванович Перцев, купец первой гильдии (городской голова в 1879 — 1880 годах), неоднократно избирался гласным городской думы. Был известен благотворительной деятельностью: почетный блюститель приходского и духовного училищ, для духовного училища построил каменную двухпрестольную церковь в честь Покрова Богородицы (в городе известна как «Перцевская церковь»). Для обеспечения причта этой церкви пожертвовал 3000 рублей, проценты с которых шли на жалованье священнику и диакону. В течение нескольких лет содержал на своем иждивении трех бедных учеников духовного училища.

Известен благотворительностью был и городской голова Михаил Николаевич Крашенинников (1885 — 1888), купец второй гильдии, он занимался торговлей хлебом и добычей золота. Отличался энергией, деловой хваткой, пользовался большим доверием в торгово-промышленных кругах. Михаил Крашенинников являлся членом попечительских советов женской гимназии и торговой школы.

Не только купцы заступали на должность городского головы. Появлялись люди и других сословий. Например, братья Покровские: Владимир Корнильевич и Василий Корнильевич, люди просвещенные, занимавшиеся наукой, много сделавшие для развития народного образования в Челябинске.

Владимир Корнильевич (1874 — 1878) при строительстве железной дороги способствовал тому, чтобы железнодорожная станция была построена близ Челябинска. В 1881 году открыл первую в Челябинске общественную библиотеку. Значительную часть своих доходов отдавал на благотворительные нужды. Звания почетного гражданина Челябинска он был удостоен за благотворительную деятельность в области народного образования и организацию детского приюта.


Благоустройство города

Благодаря введению нового Городового положения стал меняться и сам облик Челябинска. В 1874 году общественное собрание, при поддержке Владимира Покровского, пожертвовавшего 400 рублей, устроило городской общественный сад, где по вечерам играла музыка, организовывали гулянья летом. В 1878 году при правлении Петра Ивановича Перцева построен новый мост, причем по бокам его были поставлены выступы для публики, которая собиралась сюда для отдыха и гуляний.

В 1881 году, в бытность правления Василия Корнильевича Покровского, было издано обязательное постановление о содержании в чистоте и исправности улиц, тротуаров и дворов, введено уличное освещение города керосиновыми фонарями. По решению думы на летнее время введен обязательный ночной караул из числа самих жителей в порядке очереди. Для борьбы с преступностью в 1884 году введены ночные стражники в помощь полиции, находившиеся в распоряжении думы, они вели дневник происшествий.

Полезная деятельность городского управления отмечалась и в отчетах губернатора. К примеру, в 1880 году сам государь написал на отчете о деятельности Челябинской думы: «Утешительно». Местные думцы очень гордились этим.


Зауральский Чикаго

Введение нового Городового положения в 1892 году совпало с радикальными изменениями, постигшими Челябинск после прокладки Транссибирской железной дороги близ города.

Челябинск превратился в зауральский Чикаго, как его стали называть. Новая полоса в жизни города характеризовалась быстрым экономическим подъемом и общественно-культурным развитием. Постройка железной дороги вместе с притоком капитала повлекла за собой «массу рабочего и промышленного люда», как писал в своей «Хронике» историк Николай Чернавский. Появились предприятия, бурно развивалась торговля. Челябинск стал второй чайной столицей, а во время империалистической войны — одним из оборонных арсеналов.

Челябинское городское самоуправление в те годы достигло значительных успехов в сфере благоустройства и развития городского хозяйства. Губернатор в своем отчете императору отметил, что деятельность органов управления Челябинска заслуживает особого внимания.


«Отцы города»

Стоит назвать имена и других градоначальников того периода: Михаил Иванович Шихов (1890 — 1892), купец третьей гильдии; Петр Филиппович Туркин (1894 — 1900, 1915 — 1917), личный почетный гражданин; Иван Евстигнеевич Фотеев (1900 — 1903), купец второй гильдии; Александр Францевич Бейвель (трижды избирался: 1903 — 1911), доктор медицины; Василий Андреевич Семеин (1911 — 1915), мещанин; Всеволод Кузьмич Шинкарев (1917 — 1918); Прокопий Владимирович Иванов (1918 — 1919). Большинство из них проявили себя деятельными и заботливыми «отцами», много сделали для развития и процветания Челябинска. Даже в труднейший период Гражданской войны и всеобщего развала экономики город смог поддерживать жизнедеятельность сложного хозяйства на вполне приемлемом уровне.

Ко времени свержения самодержавия городские головы стали полновластными хозяйственными руководителями города. За результаты своей работы они несли персональную ответственность как перед губернатором, так и перед избирателями и гласными думы. Многие городские головы Челябинска вполне могли бы подписаться под уставом, сочиненным одним из градоначальников «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина: «Всякий градоправитель да будет добросердечен, что одною строгостью ни голода людского не утолить, ни наготы человеческой не одеть. Да памятует градоправитель, что не от кого иного слава Российской империи украшается, а прибытки казны умножаются, как от обывателя».

 

Елена Рохацевич, ведущий археограф ОГАЧО.