Выборы в Верховный Совет СССР

Продолжаем серию публикаций об истории становления представительных органов власти.
Советские выборы

Со дня принятия Сталинской Конституции 1936 года выборы в Советском Союзе были объявлены самыми демократичными в мире. А день голосования – чуть ли не самым большим праздником. Ибо в этот день народу давали возможность почувствовать себя «хозяином» страны. Сталинский лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселей» согревал душу и настраивал на светлое будущее.

Выборы как всенародный праздник люди страны Советов впервые ощутили 12 декабря 1937 года, когда всем без исключения, в том числе и лишенным гражданских прав, было разрешено выразить свою волю, проголосовав за будущих депутатов. 

Челябинские газеты в день голосования вышли в цветном исполнении, с лозунгами: «С именем великого Сталина голосует весь советский народ». По городу из громкоговорителей неслись оптимистические песни. С трех-четырех часов утра люди начинали приходить на избирательные участки, ждали открытия, чтобы выполнить свой гражданский долг. Первым избирателям обычно вручали цветы, небольшие памятные подарочки. Буфеты торговали лучшим ассортиментом продуктов и по сниженным ценам, на участках организовывались концерты художественной самодеятельности, танцы. Школьники в этот день стояли в почетном карауле у избирательных урн, отдавая пионерский салют каждому голосующему. Для ребятишек это тоже был праздник.

Сначала партия предполагала проводить выборы в Верховный Совет СССР на альтернативной основе. Об этом свидетельствует документ, сохранившийся в фондах Объединенного государственного архива Челябинской области – первый избирательный бюллетень с фамилиями трех кандидатов и пояснениями для избирателей: оставьте одного кандидата, за которого вы голосуете, остальных вычеркните. 

В это время разгорелась кампания по борьбе с «вредителями, шпионами и контрреволюцией». Многие из тех, кто хотел баллотироваться в высший орган страны, были репрессированы. Так что первые выборы в органы власти прошли на безальтернативной основе. 

В Верховный Совет СССР от нашей области тогда были избраны: Кузьма Иванович Айкашев, бригадир кузнецов ЧТЗ, стахановец, Александр Давидович Брускин, директор ЧТЗ, Михаил Александрович Генявский, председатель Челябинского облисполкома, Авраамий Павлович Завенягин, директор Магнитогорского металлургического комбината, Константин Николаевич Иванов, секретарь Магнитогорского горкома ВКП(б), Павел Васильевич Чистов, начальник Управления НКВД по Челябинской области, Федор Васильевич Маликов, Дарья Семеновна Чистякова.

Выборы как процесс

Попытаемся понять, как изнутри выглядела выборная кампания, какой она виделась тем, кто ее готовил, и тем, кто в ней просто участвовал.  За выборы полностью отвечала единственная руководящая и направляющая сила – ВКП(б). Будет справедливо отметить, что к подготовке выборов, подборе кандидатов в депутаты партия подходила очень ответственно.
Самый главный этап тех выборов – выдвижение кандидатов. Обычно это происходило в трудовых коллективах. Как правило, предприятие выдвигало несколько кандидатов. Первым назывался, конечно, Сталин, вторым – Молотов или Калинин, третьим – Маленков, Берия или Шверник, четвертым – первый секретарь обкома партии области или председатель облисполкома, потом шли кандидаты рангом ниже – руководители предприятий, а далее – все остальные.

Будущих кандидатов из простого народа очень тщательно изучали: как работает, как ведет себя, какая семья, какой у человека характер, личностные качества. И еще при выборе кандидатов в депутаты задавались определенные параметры. Об этом особо не распространялись, но строго придерживались выработанных партией правил целесообразности.      

Роза Яковлевна Кузьмина, бывший зампредседателя Челябинского облисполкома и депутат областного Совета вспоминала:

- Это называлось словом «квота». Законом было, что в депутатском корпусе должен быть весь срез общества: руководители, члены партии, беспартийные, комсомольцы, женщины, рабочие, интеллигенция: врачи, инженеры, учителя, деятели культуры. И это строго соблюдалось. Женщина более милосердна, она может понять другую женщину, ей присуща забота о быте, а нам не грех было страну обустроить. 

Бывший депутат Верховного Совета СССР от Челябинской области Леонид Дмитриевич Семичастный рассказывал:

- В советское время была номенклатура тех, кто становился депутатом. Героя Соцтруда с завода им. Колющенко обязательно выдвигали в депутаты Верховного Совета СССР. И директора крупнейшего в стране Магнитогорского металлургического комбината тоже постоянно выдвигали в депутаты Верховного Совета СССР, начиная с Завенягина. 
Таковы были правила игры в советской избирательной системе. Однако не только квота решала дело. Будь ты комсомолка, красавица, передовая шлифовщица или руководитель предприятия, необходимо было завоевать умы и сердца избирателей. Коллектив предприятия вполне мог противопоставить выдвиженцу партии своего кандидата, тоже комсомолку и красавицу или передовика производства, что не раз бывало, несмотря на бдительное око обкома партии.

Леонтий Михайлович Рабченок, бывший секретарь обкома партии, зампредседателя облисполкома тоже вспоминает: 

- Рекомендовали меня кандидатом в депутаты от Троицкого округа. Поехал я туда встретиться с избирателями. А там такое казачье! Мне было тревожно. Надо было делом завоевать их сердца. Номенклатура номенклатурой. Но от человеческих качеств зависело многое.

Агитаторы за работой

Хотя большинство народа понимало, что кого выдвинули, за того и проголосуют, однако на каждом избирательном участке работали агитаторы, которые обязаны были пройти по всем квартирам, побеседовать с каждым человеком, узнать его намерения по поводу голосования, рассказать биографию кандидата, ответить на вопросы, поговорить за жизнь. Это была очень важная часть советской выборной кампании – работа с людьми.  

При такой огромной, тщательной подготовке к выдвижению кандидатов, да еще на безальтернативной основе, сам момент того голосования, в отличие от сегодняшнего, – это лишь формальный акт. Но коммунисты и к этому подходили очень серьезно и ответственно. Добивались, чтобы явка была 100 процентов. В органах власти уже заранее было известно, кто не придет на выборы и почему: нет квартиры, нет колодца на улице, нет еще каких-то благ. Так что иногда благодаря отказу от голосования иным счастливчикам удавалось решить свои проблемы, даже получить квартиру.

Ну, а выбор даже при безальтернативном голосовании у народа оставался: можно было вычеркнуть фамилию кандидата или оставить нелицеприятную надпись на бюллетене. Особенно много было ругательств в адрес различных городских служб, в основном коммунальных.  И это становилось серьезным поводом для последующей работы партийного и советского аппарата, судя по тому, что такие бюллетени не уничтожили, а сохранили для потомков в особой папке в фонде Челябинского обкома КПСС.

 

Елена Рохацевич, ведущий археограф ОГАЧО