Выступление Ю. Карликанова на совещании с председателями избирательных комиссий субъектов РФ, входящих в Уральский федеральный округ

Первый заместитель председателя Законодательного Собрания Юрий Карликанов выступил с докладом на совещании с председателями избирательных комиссий субъектов РФ, входящих в Уральский федеральный округ, в котором принял участие председатель Центральной избирательной комиссии России Владимир Чуров.

Первый заместитель председателя Законодательного Собрания Юрий Карликанов выступил с докладом на совещании с председателями избирательных комиссий субъектов РФ, входящих в Уральский федеральный округ, в котором принял участие председатель Центральной избирательной комиссии России Владимир Чуров.

Он подчеркнул, что совершенствование избирательного законодательства всегда было одной из приоритетных задач Законодательного Собрания Челябинской области. Всего в сфере избирательного права принято 66 областных законов, в том числе 39 законов о внесении изменений в действующее законодательство.

Юрий Карликанов отметил, что в 2009–2010 гг. Челябинскую область ожидает серьезная избирательная кампания по формированию нового состава всей муниципальной власти. На сегодняшний день остается актуальным вопрос правильного выбора избирательной системы. Закон позволяет делать этот выбор. Но, если с организационно-технической точки зрения, проведение выборов депутатов Законодательного Собрания Челябинской области четвертого созыва по смешанной системе было понятно и прошло успешно, то для многих муниципальных образований Челябинской области, где не оформилась многопартийность, это затруднительно. Тем не менее, практика внедрения смешанной системы заслуживает пристального изучения и актуальна в связи с предстоящими выборами в марте 2010 года.

По его словам, в избирательном законодательстве на сегодняшний день стоят по крайней мере две неурегулированные проблемы. Первая – когда депутат, избранный по партийному списку и являющийся членом политической фракции в областном Законодательном Собрании, по тем или иным причинам выбывает из партии. Какова в таком случае его дальнейшая судьба? Должен он оставаться депутатом или нет? В соответствии с федеральным законодательством такой депутат может получить статус беспартийного члена фракции, продолжать свою работу и осуществлять депутатские полномочия без учета партийных решений. В этом случае, сама логика проведения выборов депутатов по партийным спискам теряется, так как получается, что ответственности депутата перед партией, которая его выдвинула – нет. В итоге, уменьшается и степень влияния партии на принимаемые законы. Наверное, было бы целесообразно закрепить норму о досрочном прекращении полномочий депутата, который утратил связь с партией, федеральным законом.

Другая проблема связана с порядком замещения вакантных мандатов по досрочному прекращению полномочий депутата областного Законодательного Собрания. Согласно федеральному законодательству освободившийся мандат передается кандидату в партийном списке в порядке очередности, установленном при регистрации списка избирательной комиссией. Юрий Карликанов резюмировал: «Считаем целесообразным предоставить политической партии право самой определять, кому из оставшихся в списке кандидатов доверить вакантный мандат. Ведь есть уже такой прецедент во фракции Государственной Думы. Предлагаем распространить это правило на законодательный орган субъектов Российской Федерации».

В заключение он констатировал: "Впереди предстоит очень большая, серьезная и кропотливая работа по подготовке выборов, в которой примут участие не только избирательные комиссии, но, и мы, органы законодательной власти, безусловно, будем делать все возможное для того, чтобы работа эта была организована на высоком уровне и в соответствии с законодательством".