Борис Александрович Мизрахи был депутатом Законодательного Собрания третьего созыва, в 2001-2005 годах возглавлял комитет ЗСО по социальной политике. Ныне является советником заместителя губернатора Челябинской области на общественных началах, членом коллегии Министерства культуры Челябинской области. Сегодня мы публикуем его воспоминания о работе южноуральского парламента в начале 2000-х годов.
Выборы 2000 года запомнились борьбой с моим нынешним другом П.А. Масленниковым. И тем, что по итогам выборов второе место получил «кандидат» – «против всех».
У жителей Челябинской области всегда было уважительное отношение к парламентариям, к тем, кого они избрали. Люди чувствовали в депутатах надежду на помощь и справедливость. Очень часто проходили встречи с избирателями в округах, на предприятиях, в организациях. У меня, как председателя комитета Законодательного Собрания по социальной политики, было много поездок в область и много встреч с населением. Мы регулярно устраивали выездные заседания комитета.
Наш депутатский корпус начала 2000-х годов запомнился мне наличием опытных людей, крупных руководителей, вдумчивым подходом к решению проблем. Я мог бы по-хорошему отметить немало своих коллег, депутатов. Со многими у меня сохранились теплые отношения. Особое уважение я испытывал и испытываю к С.А. Мительману и А.А. Федорову. Это профессионалы с большой буквы.
Конечно, особняком стоит Виктор Федорович Давыдов – председатель Законодательного Собрания. Он был уникальным человеком даже не областного, общероссийского масштаба, и мне кажется, что главными его качествами было уважение к людям, большое внимание к их заботам. Я помню те моменты, когда, допустим, мы вместе проходили по коридору и встречали наших техничек, наводящих порядок, он часто останавливался поговорить, спрашивал как дети, знал всех поименно. Мне кажется, что сила его организаторского таланта продиктована судьбой, уникальной трудовой биографией. Ведь он в очень молодом возрасте стал директором оборонного предприятия - Симского завода, который играл серьезную роль в военно-промышленном комплексе Южного Урала. Это заставило молодого еще человека очень много взвалить на себя, выдержать тяжелейшую по ответственности нагрузку и получить колоссальный опыт. Виктор Федорович умел разрядить любую ситуацию. Все помнят, как он шутил, даже на пленарных заседаниях мог неожиданной фразой развеселить людей, которые уже устали сидеть и слушать.
Он был очень справедливым руководителем. Замечал смену настроения у своих коллег моментально. Чувствовал, когда кого и как надо поддержать. Я порой заходил к нему посоветоваться просто по житейским вопросам, наверное, это был как совет с отцом. Хотя разница в возрасте у нас была всего в один год.
В политике он всегда видел на несколько шагов вперед, и порой мы не могли это сразу понять. А он готовил нас к тому или иному решению, которое потом оказывалось наиболее верным.
При нем сложилась очень хорошая практика: мы никогда не спорили на самих заседаниях Законодательного Собрания, потому что все было отработано и отспорено на предварительной стадии рассмотрения, все решения готовились своевременно, кропотливо и выверено. В этом главная заслуга Виктора Федоровича.
Должен сказать, что наш парламент был довольно разношерстным. У нас было ядро из представителей «Единой России», несколько депутатов коммунистов, я сам поначалу представлял СПС. Все мы нормально ладили . Потому, что все одинаково хотели благополучия региона и повышения уровня жизни жителей области. И находили пути взаимодействия. Как бы мы не спорили, допустим с депутатом А.С. Бороненко из КПРФ, тем не менее мы находили общее решение и вместе его добивались.
День депутата, особенно работающего на освобожденной основе, конечно был не нормированный. И приходя рано на работу, часто приходилось задерживаться допоздна. Часто нужно было ехать на встречи с избирателями и не только в округ, но и за его пределы, в область. Были командировки в Екатеринбург, к представителю Президента РФ в Уральском Федеральном округе, в Москву. Каждый день был чрезвычайно насыщен. Казалось, депутатская работа занимает практически круглые сутки.
Также я регулярно два раза в месяц проводил личные приемы граждан в совеем округе, в здании администрации Ленинского района. Люди очень хорошо знали место и время моего приема. Даже тогда, когда я уже перестал быть депутатом, многие люди приходили и искали меня «на старом месте». В приемной всегда было многолюдно. За один раз приходилось принимать в среднем по двадцать человек. У всех были острые проблемы, необходимо было каждого выслушать и разобраться в ситуации. Приемы затягивались, с приема я выходил совершенно обессиленным, но было очень большое желание все-таки максимально помочь обратившимся людям.
Одним из самых трудных моментов в работе нашего созыва было принятие решения по монетизации льгот. Это было требования федерального законодательства, Правительства РФ, и мы областные депутаты не могли от этого уйти. В один из дней у здания Законодательного Собрания собралось очень большое количество людей, они требовали справедливости. Я вышел к ним в качестве парламентера, защищал своих коллег-депутатов, и в тоже время отстаивал позицию нашего парламента. Главное, что мы пытались сделать в сложившейся ситуации – принять максимально справедливое решение, чтобы снять социальную напряженность, чтобы люди меньше всего почувствовали какие-то минусы монетизации. Я считаю мы приняли тогда довольно разумные, продуманные решения, разработали меры социальной поддержки.
Работа депутатом дала мне очень многое. Во-первых, глубокое понимание проблем, которые есть в стране, в области и у каждого человека, во-вторых, терпимое отношение к иному мнению, в-третьих, понимание того, что важнее в жизни убеждать людей, а не насаждать что-то силой.