Законодательная инициатива направлена в Государственную Думу и Совет Федерации

Комитет Законодательного Собрания по экологии и природопользованию направил в Государственную Думу Российской Федерации и Совет Федерации на предварительную экспертизу проект федерального закона «О внесении изменения в статью 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Автор законодательной инициативы – депутат Законодательного Собрания Алексей Беседин (фракция ЛДПР).

Комитет Законодательного Собрания по экологии и природопользованию направил в Государственную Думу Российской Федерации и Совет Федерации на предварительную экспертизу проект федерального закона «О внесении изменения в статью 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Автор законодательной инициативы – депутат Законодательного Собрания Алексей Беседин (фракция ЛДПР).

Настоящий проект федерального закона подготовлен с целью совершенствования института общественных инспекторов по охране окружающей среды, введенного Федеральным законом от 3 июля 2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов».

Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона «Об охране окружающей среды» общественными инспекторами могут быть граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе. Общественные инспекторы вправе осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль), который проводится в целях реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

При этом права общественных инспекторов, установленные частью 6 статьи 68 Федерального закона, во многом схожи с определенными статьей 11 Федерального закона правами граждан Российской Федерации, не имеющих данного статуса. Кроме того, на общественные отношения, возникающие при осуществлении общественными инспекторами общественного контроля по охране окружающей среды (общественного экологического контроля), не распространяется действие Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Следовательно, федеральным законодательством не учтена специфика деятельности общественных инспекторов, которая позволила бы в полной мере выполнять возложенные на них задачи.

Настоящим проектом федерального закона предлагается наделить общественных инспекторов дополнительным правом, а именно, правом принимать участие в проверках, проводимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор).

Следует отметить, что федеральное законодательство содержит аналогичную норму в отношении общественных инспекторов в других сферах правового регулирования. Так, в соответствии с частью 4 статьи 162 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» общественные инспектора в области промышленной безопасности вправе принимать участие в мероприятиях по контролю, проводимых федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

«Предлагаемые изменения позволят достичь прозрачности в деятельности надзорных ведомств, а также в деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, – пояснил Алексей Беседин. – Считаем, что также это будет способствовать повышению доверия населения к государственным органам по вопросу привлечения к ответственности лиц, допустивших загрязнение окружающей среды».