Законодательная инициатива С.А.Мительмана

Заместитель председателя ЗСО Семен Мительман предложил внести поправки в федеральное законодательство для определения действенного механизма привлечения граждан, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

       Заместитель председателя ЗСО Семен Мительман и возглавляемый им комитет ЗСО по законодательству предложили внести поправки в федеральное законодательство  в целях определения действенного механизма привлечения граждан, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
       Для этого необходимо внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Федеральный закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
      Как отметили депутаты, существующий механизм привлечения к административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления, установленный КоАП РФ, не работает, что подтверждается сложившейся судебной практикой. Нормы законов большого количества субъектов Российской Федерации, устанавливающие ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов без конкретизации юридических составов, лишь с указанием, в какой сфере приняты муниципальные правовые акты, признаны в судебном порядке не соответствующими общеправовому критерию формальной определенности, и поэтому противоречащими федеральному законодательству (Подтверждением тому является целый ряд определений Верховного Суда РФ.)
       При установлении конкретных юридических составов в нормах законов субъектов Российской Федерации указанные нормы признаются судами не соответствующими федеральному законодательству в связи с превышением компетенции, когда административная ответственность устанавливается за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом по наиболее важным вопросам обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований (благоустройство, транспортное обслуживание, землепользование) основная масса норм и правил приняты на федеральном уровне. Однако, административная ответственность, установленная за их нарушение КоАП РФ, не решает проблемы муниципальных образований в части обеспечения чистоты, порядка, безопасности дорожного движения в муниципальных образованиях.
       Закон субъекта РФ должен распространять свое действие на всю территорию субъекта Российской Федерации. Невозможность установления в законе субъекта Российской Федерации конкретных юридических составов правонарушений, которые бы применялись и в городском округе с численностью населения более миллиона человек, и в сельском поселении численностью до одной тысячи человек не позволяет, как считают южноуральские депутаты, реализовать предоставленное КоАП РФ право субъекта Российской Федерации на установление законом административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
      В этой связи авторам законодательной инициативы представляется необходимым внести изменения в части 1 и 2 статьи 1.3.1 КоАП РФ, предоставив право субъектам Российской Федерации в установленном порядке передавать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственные полномочия субъектов Российской Федерации по установлению административной ответственности, по определению подведомственности предусмотренных законами субъектов Российской Федерации дел об административных правонарушениях за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления и по организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, за нарушения нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
       Указанные изменения повлекут внесение изменений и в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».